Эстония предоставила политическое убежище блогеру и главе Молодежной правозащитной группы Карелии Максиму Ефимову, обвиняемому в России в разжигании социальной розни к представителям Карельской епархии РПЦ. Как рассказал «Газете.Ru» сам Ефимов, с просьбой предоставить политическое убежище он обратился в мае этого года. Соответствующее ходатайство блогер, по его словам, направил в отдел международной защиты департамента полиции и погранохраны Эстонии. «В июне было собеседование, а в конце сентября чиновники вынесли решение», — отметил Ефимов.
В ходатайстве, отмечает блогер, он изложил причины, по которым его преследуют в России, и приложил текст статьи «Карелия устала от попов», которая и стала поводом для возбуждения против него уголовного дела.
Основным мотивом для отъезда за рубеж, по словам Ефимова, стало «это нарушение права на свободу слова и выражение своих мнений и убеждений, за которые меня пытаются наказать и от которых меня принуждают отказаться, объявляя преступником и сумасшедшим». Примерно такая формулировка содержалась и в ходатайстве, которое Ефимов направил эстонским властям. Также Ефимов упоминал о своей правозащитной и журналистской деятельности.
Эстонские чиновники, говорит блогер, прочитали не понравившийся российским властям материал, «навели справки» об уровне свобод в России и приняли положительное для Ефимова решение. «Тут многих шокировала моя история: и обыск, и две попытки поместить в психушку, и вымогательство 300 тысяч рублей, и объявление в розыск, и клеветническая кампания в карельских СМИ», — говорит блогер.
О том, что ходатайство удовлетворено и ему предоставлен вид на жительство на три года, Ефимову сообщили лишь в октябре.
За то, чтобы опальный блогер получил разрешение на проживание в Эстонии, выступили иностранные ученые и правозащитники, а также «советские диссиденты», подчеркивает Ефимов. Ходатайство, в частности, поддержали правозащитная ассоциация «Агора», «Движение за права человека», «Эстонский институт прав человека», шведская организация Civil Rights Defenders, американская Human Rights First и ирландская Front Line Defenders. «Кроме того, меня поддержали польский профессор философии и общественный деятель Пётр Бальцерович, доктор физико-математических наук Лев Пономарёв, доктор филологии из России Виктория Мочалова, профессор политологии из Эстонии Рейн Таагепера, профессор философии из США Рассел Шафер-Ландау, доктор филологии Ирина Алексеева из России, делавшая экспертизу спорной заметки против попов, за которую начались мои преследования в России. В поддержку выступил и великий Сергей Григорьянц, легендарный диссидент и правозащитник», — перечислил Ефимов.
Блогер не раз заявлял, что его дело политическое: он убежден, что пострадал за последовательную критику РПЦ и свою антиклерикальную позицию.
Уголовное преследование Ефимова в России началось в апреле 2012 года, когда ему инкриминировали ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации). В материале под названием «Карелия устала от попов», опубликованном на портале карельского отделения МПГ 31 декабря 2011 года, Ефимов указал, что на бюджетные деньги, «которых нет на самое необходимое, в Карелии строятся храмы, а РПЦ получает в пользование помещения детских садов, которых катастрофически не хватает».
В конце июля, после того как суд решил положить его на обследование в психиатрическую клинику, Ефимов уехал из страны — и его объявили в международный розыск.
Как тогда рассказал сам правозащитник, эмигрировать ему пришлось из-за «постоянного давления со стороны ФСБ и Следственного комитета». Сначала он выехал на Украину, откуда вскоре перебрался в Польшу. К этому моменту блогер уже объявил, что будет просить политического убежища, но не в Польше. Позже стало известно, что Ефимов обратился с такой просьбой к эстонским властям. «Эстония в 1997 году присоединилась к Женевской конвенции о статусе беженцев 1951 года и ее Нью-Йоркскому протоколу 1967 года. Я получил удостоверение личности лица, ищущего убежища», — цитировали тогда его слова сотрудники представляющей интересы Ефимова правозащитной ассоциации «Агора».