Сотрудники свердловской полиции нагрянули в реабилитационные центры фонда «Город без наркотиков» в среду вечером. Оперативники разыскивали Игоря Шабалина, старшего по женскому реабилитационному центру, расположенному в поселке Сарапулка под городом Березовский Свердловской области. Они пояснили, что возникла срочная необходимость его допросить. В итоге сотрудника фонда нашли в Екатеринбурге.
Утром в четверг Шабалин был задержан.
«Решение о процессуальном задержании было принято с учетом данных, указывающих на причастность подозреваемого к фактам незаконного лишения свободы на территории реабилитационного центра фонда «Город без наркотиков», а также с учетом того, что указанный гражданин оказывал давление на свидетелей с целью склонить их к даче ложных показаний по уголовному делу», — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь следственного управления Следственного комитета (СУ СК) по Свердловской области Александр Шульга.
Череда проверок в фонде и его реабилитационных центрах началась летом, после того как 17 июня от менингита в больнице скончалась 30-летняя наркозависимая от дезоморфина пациентка женского центра в Сарапулке — Татьяна Казанцева.
На следующий день после смерти Казанцевой замгенпрокурора по УрФО Юрий Пономарев дал поручение проверить центры – и 19 июня сотрудники правоохранительных органов пришли в «Город без наркотиков». Вскоре стало известно о том, что по заявлению кого-то из реабилитантов «Города без наркотиков» возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 116 УК РФ (нанесение побоев из хулиганских побуждений). Затем Евгений Ройзман и его коллеги по фонду стали подозреваемыми по второму делу, возбужденному по ч. 1 ст. 127 УК (незаконное лишение свободы): основанием для подозрений в незаконном удержании наркозависимых, проходящих реабилитацию в центрах фонда, стало интервью с бывшей пациенткой центра, которое обнародовало МВД Свердловской области. Последним СУ СК по Свердловской области возбудило уголовное дело собственно по смерти Казанцевой – по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Позже дело о смерти наркозависимой было объединено с делом о незаконном лишении свободы.
Как сообщила «Газете.Ru» адвокат фонда «Город без наркотиков» Анастасия Удеревская, по этому делу и проходит Шабалин, обвинения ему официально не предъявлены.
В четверг днем в пресс-службе регионального СУ СК заявили, что «с участием подозреваемого выполняется комплекс необходимых следственных действий» и «решается вопрос об избрании в отношении него меры пресечения». Как отметили при этом представители следствия, «в случае подтверждения наличия у подозреваемого заболевания, препятствующего его нахождению в местах изоляции от общества, следователем будет решаться вопрос об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, не связанной с заключением под стражу». Дело в том, что, по данным защиты задержанного, у Игоря Шабалина диагностирована четвертая стадия ВИЧ. По словам медиков, при такой форме заболевания достаточно легкой простуды, чтобы больной скончался.
Однако уже вечером адвокат Удеревская сообщила, что в пятницу, 12 октября, в районном суде Екатеринбурга состоится заседание об избрании Шабалину меры пресечения. По ее словам, следователи настаивают на аресте подозреваемого.
«Они рассчитывают, что в ИВС Шабалин сломается, скажет все, что от него требуется, — уверен вице-президент фонда «Город без наркотиков» Евгений Маленкин. — Но креатива не будет. Все так же будут в ИВС ходить оперативники, в отсутствие адвоката вести задушевные беседы о том, как же хорошо на свободе. Обычно еще красочно рассказывают, как все двери могут волшебным образом открыться, если только показать пальчиком на тех, на кого укажет следователь или тот же оперативник. Знаем. Проходили».