Во вторник стало известно, что завершено расследование уголовного дела об убийстве участника боевых действий в Чеченской республике экс-полковника Юрия Буданова. В прокуратуру для утверждения обвинительного заключения переданы материалы дела в отношении Юсуп-Хаджи Темерханова, который, как сообщили в Следственном комитете (СК), обвиняется по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК (убийство по мотиву ненависти и вражды в отношении социальной группы) и ч. 1 ст. 222 УК (незаконный оборот оружия). Материалы дела составили 18 томов. Сам Темерханов своей вины не признает и давать показания до суда отказывается, заявляя о давлении следствия.
По версии следствия, около 12.00 10 июня 2011 года Темерханов произвел в Буданова восемь выстрелов из пистолета, когда бывший военный выходил из помещения нотариальной конторы на Комсомольском проспекте. От полученных огнестрельных ранений потерпевший скончался на месте происшествия. Как утверждают в СК, после совершения убийства Темерханов скрылся на автомобиле Mitsubishi Lancer, а затем поджег машину, рассчитывая уничтожить все следы преступления. «Однако огонь был своевременно потушен. В результате в автомобиле следователи обнаружили и изъяли многочисленные объекты, в том числе сохранившие генетические следы, позволившие впоследствии установить личность подозреваемого», — подчеркивают в СК.
В 2000 году в Чечне неизвестные военные убили отца Темерханова. Установить настоящих виновных в гибели отца Темерханову не удалось.
Именно поэтому, по версии следствия, Темерханов спустя одиннадцать лет принял решение убить бывшего командира 160-го гвардейского танкового полка Юрия Буданова, осужденного за убийство Эльзы Кунгаевой, совершенное в Чечне в том же 2000 году.
Впрочем, защита Темерханова считает результаты генетической экспертизы сфальсифицированными. «Следствие началось с того, что мой подзащитный был на неделю похищен неизвестными людьми. Содержался неизвестно где, его там пытали и в том числе брали кровь и изымали вещи», — рассказал «Газете.Ru» адвокат Руслан Хасанов. По его словам, следствие до сих пор не дало никакой оценки показаниям Темерханова о его похищении. По версии защиты, Темерханов был задержан не 26 августа 2011 года, как указано в материалах дела, а на неделю раньше. 19 августа 2011 года обвиняемый собирался встретиться с приятелем в гостинице «Украина», для чего вызвал такси. На въезде на Мосфильмовскую улицу машину остановил сотрудник ГИБДД. Он попросил документы у водителя и попросил таксиста выйти. Водитель вышел, после чего его уложили на капот и приказали не двигаться пять минут. Через пять минут он поднялся: документы лежали на водительском сиденье, а Темерханов исчез. Ранее адвокаты заявляли, что нашли того самого таксиста.
Сам Темерханов рассказал своим защитникам, что несколько вооруженных людей в масках вытащили его из такси, ударили электрошокером, надели на голову мешок и замотали скотчем, затем уложили его на сиденье другого автомобиля. При этом двое уселись на него и периодически избивали. Защита предполагает, что его вывезли за МКАД. После этого Темерханова поместили в подвальное помещение, где в течение пяти дней избивали, пропускали через тело ток и били по пяткам, требуя признания в убийстве Буданова, утверждают адвокаты. На шестой день его отвели в другую комнату, где уже никто его не трогал, и даже угостили чаем с печеньем. 25 августа 2011 года Темерханова привезли в парк Тропарево-Никулино и приковали наручниками к дереву. В ночь на 26 августа за ним пришли и привели в его квартиру, где его ждал следователь, производивший обыск под протокол. По прибытии в СИЗО врачи зафиксировали у Темерханова глубокие ссадины на руках от наручников.
Как рассказал «Газете.Ru» Хасанов, следствие так и не обнаружило орудие преступления — пистолет, выстрелами из которого был убит экс-полковник.
В ноябре 2011 года дело об убийстве Буданова было объединено в одно производство с другим — по факту хищения автомобиля Mitsubishi Lancer, на котором приехал предполагаемый убийца. Но, как утверждают адвокаты, эта машина никогда не принадлежала обвиняемому, и так как следствие не нашло никаких доказательств того, что машину, на которой убийца Буданова скрылся с места происшествия, угнал именно Темерханов, этот эпизод с обвиняемого сняли.
Также в отдельное производство было выделено дело в отношении неустановленных соучастников преступления. Ранее защита обвиняемого отмечала, что обвинение было переквалифицировано на п. «л» ч. 2 ст. 105 УК, потому что следствие не смогло доказать, что Темерханов действовал совместно с «группой лиц». На этом основании обвинение необходимо было изменить с более тяжкой части 2 статьи 105 УК на менее тяжкую часть 1. Чтобы оставить часть 2, следователи написали, что обвиняемый действовал из ненависти «к социальной группе военнослужащих», утверждают адвокаты.
До сих пор остается неясной и ситуация с документами Темерханова.
Следователь Валерия Сотникова заявляла, что Темерханов проживал по поддельным документам и скрывал от следствия свои «анкетные данные» (ранее он представлялся Магомедом Сулеймановым). В июле 2012 года следователи наконец выяснили, что обвиняемый — это 40-летний Темерханов, а не Сулейманов. Он имеет регистрацию в Москве и женат на Оксане Борзовой. По словам второго адвоката обвиняемого, Мурада Мусаева, утверждение, что Темерханов проживал по поддельным документам, — ложь. Экспертиза, имеющаяся в деле, подтвердила подлинность его паспорта на имя Сулейманова. По его словам, наличие документов на фамилии Темерханов и Сулейманов «не противоречит друг другу». При этом адвокат отказался раскрывать интригу до судебного расследования.
Сейчас Темерханов остается в СИЗО. В августе 2012 года Мосгорсуд оставил его под стражей до 10 декабря. Защита предлагала в качестве альтернативы домашний арест и залог в 10 млн рублей. При этом за день до заседания, как заявил Мусаев, Темерханова избили в конвойном помещении суда, после чего его пришлось везти к врачам. Медики зафиксировали у него ушибы мягких тканей поясничной области и головы. В СИЗО на Темерханова тоже «воздействовали физически и психологически», сказал Мусаев. В частности, к нему приходил оперативник, представившийся Вениамином. Он сказал обвиняемому, что у адвокатов не всегда получится его спасать, а «бывает, что люди в камерах вешаются». Мусаев проверил книгу посещений и обнаружил, что Темерханова посещал Кузьмин Афиноген Афиногенович.
В то же время следствие считает, что собрана достаточная доказательственная база. После утверждения обвинительного заключения в прокуратуре дело будет передано в суд для рассмотрения по существу. По предъявленным обвинениям Темерханову грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.