Завершено расследование уголовного дела в отношении подмосковного охотоведа Александра Довыденко, обвиняемого в превышении полномочий с применением оружия при задержании браконьера, без лицензии убившего лося. Как сообщили в Следственном комитете (СК), обвинение предъявлено по ч. 3 ст. 286 УК, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы от трех до десяти лет.
Охотовед Мособлохотуправления Довыденко 6 февраля 2010 года пытался задержать нескольких браконьеров около деревни Высоково Дмитровского района Подмосковья. По словам обвиняемого, охотники на снегоходах с санями перевозили туши двух лосей, охота на которых разрешена только до 31 декабря. Снегоход с браконьерами, по словам Довыденко, сбил его и не остановился даже после выстрелов егеря. По словам охотоведа, среди «VIP-браконьеров» были топ-менеджер одного крупного государственного холдинга, высокопоставленные сотрудники МВД, в том числе генерал милиции. После их задержания к месту ЧП, по словам охотоведа, съехались шесть милицейских машин. Довыденко заявлял, что одним из охотников был Геннадий Кучеров, который занимал должность начальника управления геологии ОАО «Газпром» (официально «Газпром» никак не комментировал предположительное участие своего высокопоставленного сотрудника в незаконной охоте).
Сам Довыденко заявлял, что от него требовали забрать заявление, угрожая посадить. Дело Довыденко получило общественный резонанс и было передано на расследование в областное управление СК. Защитника природы оставили на свободе под подпиской о невыезде.
Тем не менее в СК заявления охотоведа о высокопоставленных чиновниках, причастных к браконьерству, считают несостоятельными. «Неоднократно через средства массовой информации Довыденко выдвигал различные версии в свою защиту, пытаясь дискредитировать следствие, однако все они были опровергнуты», — заявили в СК в пятницу. Кроме того, по версии СК, обвиняемый затягивал ознакомление с материалами уголовного дела, в связи с чем по ходатайству следствия был ограничен судом в сроках ознакомления с делом.
В СК утверждают, что в лесу в тот момент помимо Довыденко и прибывшего с ним сотрудника милиции находились егерь Дроздов, безработный местный житель, электросварщик, индивидуальный предприниматель, а также потерпевший Киселев, работающий водителем на одном из предприятий Московской области.
«Если господин Довыденко считает этих людей высокопоставленными чиновниками, это его право, и следствие не намерено его в этом разубеждать. Однако при этом необходимо отметить, что даже если бы в тот момент там находились высокопоставленные чиновники, то это бы никоим образом не повлияло бы на ход расследования уголовного дела», — заявляли ранее в Следственном комитете. По версии следствия, Довыденко находясь при исполнении своих должностных обязанностей, не менее пяти раз выстрелил в движущегося на снегоходе мужчину, «осуществлявшего по указанию егеря перевозку туши мертвого лося». Потерпевший Киселев был ранен плечо и сломал палец.
Дело в отношении Довыденко расследовалось больше двух лет. В июле прошлого года, когда оно было передано в прокуратуру Московской области, в надзорном ведомстве нашли «серьезные нарушения законности» в материалах следствия. Заместитель прокурора области Виктор Наседкин вынес постановление вернуть дело на доследование.
По версии охотоведа, в тот день он выехал с коллегами и сотрудниками МВД патрулировать лес. Сначала, как рассказал ранее Довыденко «Газете.Ru», они на машинах приехали в Ильинское охотничье хозяйство. Там патруль обнаружил браконьеров, но задержать их не удалось. В это время поступила информация, что близ населенного пункта Высокое в Дмитровском районе замечена еще одна группа браконьеров. По словам Довыденко, когда он прибыл на место вместе с коллегой и двумя милиционерами, у кромки леса стоял автомобиль. Охотовед услышал четыре выстрела, и остановился вместе с сопровождающими ждать нарушителей возле припаркованной автомашины. Через некоторое время из-за деревьев показались два снегохода с санями, на которых лежала туша убитого лося. Всего браконьеров, по его словам, было семь-восемь человек.
Когда охотники сложили в припаркованный у леса автомобиль оружие, к ним подошли Довыденко и милиционеры. У одного из милиционеров была камера, и он снимал дальнейшие события. Разрешения на охоту компания предъявить не смогла. Один из нарушителей попытался уехать на снегоходе — Довыденко пришлось броситься на него и отобрать ключ зажигания. Потом охотовед «блокировал второй снегоход». Еще один охотник попытался скрыться на машине, но егеря перекрыли ему дорогу своим автомобилем. Из леса в это время выехал еще один снегоход, водитель которого, завидев представителей охотинспекции, тоже попытался скрыться. Довыденко смог остановить и этот снегоход и узнал в водителе егеря из Дмитровского района Виктора Дроздова. Задержанный, как сообщил Довыденко, начал уговаривать коллегу замять дело. Попутчики Дроздова якобы начали угрожать Довыденко. Тогда из леса выехал четвертый снегоход. На перегородившего ему путь охотоведа водитель не обратил внимания, сбил Довыденко с ног и умчался в сторону трассы. Позже на место происшествия приехали сотрудники ДПС, сообщившие, что ускользнувший от патруля снегоход (как оказалось, им управлял некий Киселев, написавший потом заявление на Довыденко) попал в ДТП и разбился.
Несмотря на поданное Довыденко заявление об обнаружении браконьеров, уголовное дело о незаконной охоте с конкретными фигурантами возбуждено так и не было. Сотрудники правоохранительных органов завели дело против неизвестного лица, убившего лося, причем, по данным следствия, оружия у преступника при себе не было. А находившийся в тот день в патруле вместе с охотоведом милиционер вдруг отказался предоставить видеозапись, заявив, что ничего не снимал.
В ближайшее время дело Довыденко будет передано в суд для рассмотрения по существу. По поводу задержанных охотоведом нарушителей в СК пояснили, что дело по факту браконьерства также было возбуждено, но о результатах расследования рассказать затруднились. «Это дело в полиции, мы его не вправе комментировать,» — заявила «Газете.Ru» старший помощник руководителя Главного следственного управления СК по Московской области Ирина Гуменная. В ГУ МВД по Московской области также не смогли оперативно прокомментировать результаты расследования.