В среду поздно вечером Черемушкинский райсуд Москвы санкционировал арест подозреваемых в нападении на журналиста петербургского издания «Фонтанка.Ru» Кирилла Панченко, сообщает пресс-служба ГУ МВД по Москве. Таким образом, суд удовлетворил ходатайство следствия. Задержанные жители Чечни Магомед-эми Хаидов, Ахмед Мусаев и Ризван Исаев обвиняются по статье 213 УК РФ (хулиганство). Как выяснилось, один из них приехал в Москву, чтобы устроиться на работу в силовое ведомство, а другой уже служит в чеченской полиции.
Согласно постановлению суда, им предстоит пробыть за решеткой почти два месяца — до 1 декабря.
По сообщению ГУ МВД, в ходе исследования видеозаписей с камер наблюдения на станции метро «Парк культуры» установлено, что арестованные нанесли телесные повреждения журналисту Панченко из хулиганских побуждений.
Инцидент с сотрудником «Фонтанки», приехавшим в Москву на конференцию, произошел в ночь на 1 октября на станции метро «Парк культуры». Он заметил, что на эскалаторе несколько жителей Северного Кавказа «хватают за руки» девушек, и сделал им замечание. В ответ журналист получил сильный удар по голове, после чего между ним и кавказцами завязалась драка. В итоге в возникшей потасовке петербуржец получил сотрясение мозга, ссадины и резаные раны кистей обеих рук. Затем нападавшие (как выяснилось позже, это были три неработающих жителя Чечни) разбежались, но после обращения Панченко в полицию около полуночи их задержали на станции метро «Библиотека имени Ленина». Панченко и задержанные были доставлены в 4-й отдел полиции УВД на Московском метрополитене.
Следственные действия продолжались почти 16 часов, и за это время задержанный Панченко написал пост в блоге на своей странице в «Живом журнале», попросив о помощи: по его словам, задержанные вместе с ним чеченцы начали угрожать журналисту расправой, как только они покинут здание отдела.
Вскоре после этого к отделению полиции на станции метро «Новослободская» приехали около 50 человек — в основном байкеры и футбольные фанаты, чтобы поддержать журналиста и защитить его от возможной расправы. Около 16.00 в понедельник Панченко отпустили из отдела и на полицейском Ford доставили в сопровождении байкеров на Ленинградский вокзал, откуда тот уехал в Петербург.
Местные СМИ сообщают, что двое арестованных — 20-летний Ризван Исаев и 23-летний Магомед Хаидов — приехали в столицу вместе с родителями.
Как сообщает Piter-today.ru, в Москве Исаев устроился работать в ЧОП. Его отец утверждает, что сын ввязался в драку исключительно из-за друзей. Хаидов, переезжая в столицу, хотел подыскать себе работу в силовом ведомстве. Но за четыре месяца пребывания здесь работу так и не нашел. Его брат Салах Хаидов служит в полиции огневого взвода Курчалоевского района Чечни. О третьем арестованном Ахмеде Мусаеве ничего не известно.
Сам Панченко перед отъездом заявил, что готов вернуться в Москву для участия в следственных действиях. Пока пострадавший все еще находится на больничном с температурой, но врачи говорят, что «все будет хорошо». Национализма в драке журналист не увидел.
«Мне не кричали, что я, например, «русская свинья» и впоследствии мне никто не говорил, что русские плохие. Я считаю, что это просто конфликт двух воспитаний, который вылился в физический конфликт», — рассказал он «Газете.Ru».
Впрочем, петербуржец считает, что разобраться в причине драки должен суд, и он будет согласен с любым исходом дела. «В детстве я читал Стругацких, где мальчик хотел счастья для всех и даром. Я тоже хочу счастья, но это несбыточная утопия и этого не будет. Так что я хочу, чтобы все шло строго по закону. Если закон считает, что это преступление, то пусть виновные будут наказаны, если же нет, то нет», - объяснил Панченко.
Заместитель директора петербургского агентства журналистских расследований Евгений Вышенков также считает, что «столкновение вызвано различными взглядами на стереотипы поведения». «Это событие попало в некий тренд противостояния этносов. К Кириллу Панченко пристало существительное «журналист», и произошел взрыв», - сказал Вышенков «Газете.Ru». «Я убежден, что если между журналистом и кем-то еще происходит стычка, где нет необратимых последствий, то все это должно заканчиваться миром. Если дожать ситуацию и осудить этих парней с Кавказа, то миру это принесет ущерб, а если поговорить и, в конце концов, улыбнуться и признать неправоту, то, скорее всего, следующие ребята в Киеве или Джамбуле не подерутся», - добавил он.