В среду Верховный суд отклонил жалобу представителей ЛГБТ-сообщества (лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры) на скандальный закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, который петербургские законодатели приняли в феврале этого года.
Документ в заксобрание Санк-Петербурга внес единоросс Виталий Милонов. Закон, налагающий штрафы на любое публичное выражение нетрадиционной сексуальной ориентации, пытаются оспорить представители организации «Выход», отстаивающей интересы секс-меньшинств. Поправки к закону «Об административных нарушениях в Санкт-Петербурге» предполагают штраф за «пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних»: для рядовых граждан — на сумму от одной до трех тысяч рублей, для должностных лиц — от трех до пяти, а для юридических — от десяти до пятидесяти тысяч рублей. Аналогичные штрафы предусматриваются и за «публичные действия, направленные на пропаганду педофилии».
Представители «Выхода» считают неправомерными сразу несколько понятий, которые были включены в «закон Милонова».
В частности, в им не нравятся понятия «пропаганда», «бисексуализм», «трансгендерность», «традиционные и нетрадиционные брачные отношения», которые, как убеждены защитники секс-меньшинств, не имеют юридических определений.
Столь вольные формулировки закона, с точки зрения лидера «Выхода» Игоря Кочеткова, не позволяют определить объект правонарушения и допускают произвольное толкование со стороны правоохранительных органов.
«Выход» уже пытался оспорить закон в городском суде Санкт-Петербурга, но понимания не добился. В мае этого года суд счел, что закон о запрете пропаганды гомосексуализма не противоречит федеральному законодательству и юридически грамотен.
Закон вступил в силу в марте этого года. Как ранее писала «Газета.Ru», в нем разъясняется, что пропаганда гомосексуализма — это «деятельность по целенаправленному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, в том числе сформировать у них искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений». Под пропагандой педофилии понимается «информация, осуществляемая с целью формирования в обществе искаженных представлений о соответствии социальным нормам интимных отношений между совершеннолетними и несовершеннолетними лицами».
Еще до одобрения закона документ вызвал возмущение у ЛГБТ-активистов.
Представители петербургского гей-сообщества устроили несколько акций протеста, пытаясь заставить депутатов не принимать скандальный документ.
Когда законопроект все-таки был принят, они обратились к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой его не подписывать. Но глава региона, как и депутаты, позицию представителей секс-меньшинств проигнорировал.
О несоответствии документа российским и международным правовым нормам заявили и юристы московской организации АНО ЮРИКС («Юристы за конституционные права и свободы»): они указали на расплывчатость формулировок документа, которые позволяют принять за пропаганду гомосексуализма любое публичное мероприятие в защиту прав геев и лесбиянок, в том числе гей-парады. С осуждением закона в конце 2011 года выступил даже американский госдеп. «Права геев — это права человека, а права человека — права геев», — говорилось в официальном заявлении американского внешнеполитического ведомства.
Сейчас штрафы за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних введены в четырех регионах России. В 2006 году соответствующий закон был принят в Рязанской области. Представители ЛГБТ-движения пытались оспорить его через суд, но проиграли во всех инстанциях, в том числе и в Конституционном суде (КС), который в 2010 году постановил, что региональный закон не нарушает нормы Конституции. В сентябре 2011 года примеру рязанских коллег последовали депутаты Архангельской области, а в 2012 году такой же закон был принят в Костромской области.
В сентябре архангельский закон становился предметом рассмотрения в Верховном суде. Помимо одобренного документа представители секс-меньшинств оспаривали запрет на проведение гей-парада. ВС признал, что нормы закона, «устанавливающие недопустимость пропаганды гомосексуализма в отношении несовершеннолетних как активного навязывания информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, соответствуют федеральному законодательству, регламентирующему семейные отношения в РФ». Но посчитал, что представители ЛГБТ-сообщества вправе проводить публичные мероприятия.
В марте этого года парламентарии Новосибирской области попытались распространить запрет на всю Россию.
Они внесли соответствующий законопроект в Госдуму. Мнения депутатов тогда разделились. Зампред комитета по конституционному законодательству единоросс Вячеслав Лысаков заявлял, что поддержит законопроект, если он дойдет до голосования.
«Это совершенно правильная инициатива. Отношения взрослых людей — очень тонкая сфера, не подлежащая законодательному регулированию, и вмешиваться в нее нельзя. Но еще несформировавшуюся психику детей, которая подвержена влиянию извне, защищать нужно, потому что сам он защититься не может», — отмечал «Газете.Ru» Лысаков.
Другой представитель этого думского комитета, «эсер» Дмитрий Гудков подчеркивал, что внимание к проблеме пропаганды гомосексуализма преувеличено.
«Неумелая борьба — это и есть пропаганда. Те люди, которые вносят подобные законы, и являются пропагандистами. Чем серьезнее борьба, тем больше люди узнают о том, с чем она ведется. Нужно заниматься действительно важными делами», — заявлял «Газете.Ru» Гудков.