В пятницу апелляционная инстанция Мосгорсуда рассмотрела жалобу защиты Рустама Махмудова, обвиняемого в убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, на продление ему меры пресечения. Защитники утверждали, что решение об аресте Махмудова было принято формально и суд не изучил все материалы дела. Сам предполагаемый киллер заявил, что выдвинутые против него обвинения — это «фантазии больных людей».
По версии следствия, в 2006 году предприниматель Лом-Али Гайтукаев получил заказ на убийство Политковской от неустановленного лица. Гайтукаев якобы создал преступную группу из шести человек, в которую вошел бывший сотрудник ГУВД по Москве Дмитрий Павлюченков, братья Рустам, Джабраил и Ибрагим Махмудовы, экс-сотрудник ФСБ Павел Рягузов и бывший сотрудник УБОП Сергей Хаджикурбанов. Последний, как утверждают следователи, установил слежку за журналисткой. Всю информацию о ее передвижениях Павлюченков якобы передал другим членам группы и приобрел для них орудие убийства. Политковскую застрелили 7 октября 2006 года, когда она входила в лифт в подъезде собственного дома на улице Лесной. Исполнитель (предположительно, Рустам Махмудов) выстрелил в нее пять раз, после чего вышел из подъезда и скрылся на поджидавшем его автомобиле.
Сейчас Гайтукаев отбывает 15-летний срок по обвинению в организации покушения на председателя правления ООО «Славутич-Регистратор» Геннадия Корбана. Процесс в отношении Хаджикурбанова, Рягузова и братьев Махмудовых начался в 2008 году, но доказать вину фигурантов (на скамье подсудимых не было только Рустама Махмудова) в суде не удалось. В феврале 2009 года присяжные оправдали их за недостатком доказательств, но позже Верховный суд России отменил приговор и вернул дело в Генпрокуратуру. Хаджикурбанова во время процесса по делу Политковской обвинили еще и в вымогательстве $350 тысяч у Павлюченкова. Последний заключил сделку со следствием, его дело выделено в отдельное производство. Джабраил и Ибрагим Махмудовы находятся под подпиской о невыезде.
Перед началом заседания адвокат обвиняемого Дарья Тренина рассказала, что Махмудов был задержан 31 мая 2011 года в родном селе Ачхой-Мартан Чеченской республики. По ее словам, он подошел к своему дому и увидел, что здание окружили оперативники. Обвиняемый подошел к ним и спросил, кого они ищут. Ему ответили, что Рустама Махмудова.
Тогда он честно признался, что это он, тем самым подтвердив свою личность.
При этом силовики так и не нашли его паспорт: обвиняемый заявил, что потерял его. В конце августа Мосгорсуд продлил ему срок содержания под стражей до 30 ноября: в этот день истекает предельный срок его заключения. Адвокат полагает, что в скором времени следствие начнет знакомить защиту с материалами дела. В «Матросской Тишине», рассказала она, Махмудов несколько месяцев провел в карцере, так как отказывался убирать за своими сокамерниками. Из-за этого у него обострились заболевания.
Полноватый 38-летний обвиняемый добродушно улыбался. Выяснилось, что Махмудов официально холост, но имеет двух малолетних детей. Сам обвиняемый заявил, что женат — «перед господом богом и народом».
— А по паспорту? — спросила судья.
— А паспорта у меня вообще нет. Пытаюсь восстановить — и никак, — развел руками Махмудов.
Далее Тренина попросила судейскую коллегию приобщить к материалам дела показания Беслана Гайтукаева (родственника Лом-Али Гайтукаева), которые тот давал ранее в суде. В суде он опроверг, что опознавал Махмудова по фотографиям, хотя на стадии следствия говорил иное. «Теперь следствие снова ссылается на прежние показания Гайтукаева, которые он опроверг в суде», — отметила адвокат. По ее словам, на фотографиях вообще сложно опознать кого-либо. Махмудова опознают «по походке и одежде, которую он носил в 2008 году». Следователь Дмитрий Маймусов несколько растерялся и возразил: «Эти доказательства должны рассматриваться, когда дело будет слушаться по существу». На этом же основании судейская коллегия отказалась приобщать представленные материалы.
Рустаму Махмудову предъявлены обвинения в совершении двух преступлений.
Один эпизод связан с убийством Политковской. Второй же связан с похищением гражданина Армении Оганеса Авеляна. Так как преступление было совершено в 1996 году, ему предъявлено обвинение по старому Уголовному кодексу: ст. 125 (похищение человека) и ст. 148 УК РСФСР (вымогательство).
По версии следствия, Махмудов похитил Авеляна и «под угрозой насилия» требовал деньги от его близких. Ранее адвокат Мурад Мусаев, который защищает братьев Рустама, рассказывал, что преступление произошло в Москве. «Знаю только, что речь идет о выбивании долга. Похищенного заперли в общежитии одного из институтов и требовали выплатить деньги», — говорил он. Адвокат Тренина в беседе с «Газетой.Ru» отметила, что Авелян был торговцем на рынке. После освобождения ему показали фотографии уроженцев Чечни, и он указал на нескольких лиц, в том числе на Махмудова. По этому эпизоду в 90-х состоялся суд, двое — некие Байбулатов и Садулаев — были осуждены. «Я не знаю, удастся ли их вызвать в суд, но они говорили, что Махмудова с ними тогда не было», — сказала Тренина.
По этому эпизоду в 1998 году Махмудов впервые попал в розыск и был заочно арестован. Во второй раз в розыск, на этот раз международный, правоохранительные органы объявили его в 2008 году — уже по убийству обозревателя «Новой газеты». По данным следствия, Махмудов скрылся в Бельгии, а сам обвиняемый утверждает, что все это время жил дома, по адресу прописки в Чечне.
В суде Тренина отметила, что Махмудова никто не уведомлял о том, что он объявлен в розыск, поэтому дело о похищении Авеляна следует закрыть в связи с истечением срока давности. «То, что он не получал повесток, крайне субъективно», — возразил следователь. Маймусов настаивал, что на свободе обвиняемый все еще может уничтожить улики.
По его словам, следствию еще предстоит получить детализацию телефонных переговоров и некие документы от «компетентных органов» из «объединенного королевства Северной Ирландии и Великобритании».
Что именно за документы из Великобритании пытаются получить следователи, Маймусов не сказал. Не смогла об этом рассказать и адвокат Махмудова, которая просто пожала плечами в ответ на вопрос корреспондента «Газеты.Ru».
Представитель Генпрокуратуры Вячеслав Смирнов, в свою очередь, заявил, что в деле имеется заявление Махмудова на получение загранпаспорта на чужое имя с его фотографией. Также, отметил он, Махмудов ездил по водительскому удостоверению, которое было оформлено на третье имя. Наличие этих документов Тренина объяснить не смогла.
«Я преступления не совершал. Нет доказательств, — заявил обвиняемый. — Даже если они есть, они надуманные. Это фантазии больных людей».
«Чтобы скрываться, нужно знать, от кого скрываться, — продолжал Махмудов. — Я проживал у себя, был на всех праздниках, пользовался своими документами, никакого паспорта не получал. Я в недоумении и ничего не могу понять. Ваша честь, разберитесь, пожалуйста. Те показания, которые я даю, следователя не устраивают. Следователи ничего не расследуют, а тупо на меня все свалили, шантажируя, что братья сядут рядом». Обвиняемый отметил, что ему предлагали признаться в том, что он убил Политковскую, потому что она «не понравилась ему как женщина», а свидетели опознают на фотографиях некоего Руслана, тогда как его имя Рустам.
Выслушав все доводы, судейская коллегия оставила меру пресечения Махмудову без изменения.