В среду стало известно, что управление Следственного комитета по Свердловской области возбудило уголовное дело по факту продажи частным лицам 11 объектов недвижимости Министерства обороны (в общей сложности 99 га земли), расположенных у Белоярской АЭС, среди которых оказались объекты, имеющее гриф «секретно» и «совершенно секретно». Дело расследуется по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий).
Как следует из официального сообщения областной прокуратуры, в ходе судебного разбирательства по иску прокурора Орджоникидзевского района, выяснилось, что некие частные лица зарегистрировали на военные объекты право залога по ипотеке в пользу Народного сберегательного банка Казахстана.
Прокуратура расценила это обстоятельство как «условия для возникновения угрозы государственной безопасности». Сейчас собранные надзорным ведомством факты изучают в региональном управлении Следственного комитета. «Мы стали проводить проверку на основании материалов прокуратуры и решения суда. Дело возбуждено по факту буквально три дня назад, пока у нас нет фигурантов», — рассказал «Газете.Ru» представитель областного управления СК Александр Шульга. По версии следствия, объекты, находившиеся в распоряжении 2-й Екатеринбургской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны, были переданы в «оперативное управление» и бессрочное пользование Уральскому юридическому институту МВД. Затем все недвижимое имущество «путем череды незаконных сделок» было отчуждено «в собственность третьим лицам». Сделано все это было, как уточняют в СК, «помимо воли органа, уполномоченного от имени Российской Федерации распоряжаться федеральной собственностью военного назначения», то есть Минобороны.
По данным СУ СК, решение (о продаже имущества Минобороны. — «Газета.Ru») было принято местными чиновниками, которые не имели право принимать его без согласования с федеральной властью.
«Естественно, будут допрашиваться в том числе и сотрудники Юридического института МВД, и чиновники Министерства госимущества Свердловской области», — сообщили «Газете.Ru» в региональном управлении Следственного комитета.
Сейчас все объекты возвращены Минобороны.
Как рассказали в СУ СК, 12 сентября Свердловский областной суд подтвердил решение Белоярского районного суда удовлетворить требование прокуратуры и вернул право на все объекты недвижимости военному ведомству. Кроме того, как утверждают местные СМИ, судья Надежда Курбатова вынесла частные определения в адрес нынешнего свердловского премьера Дениса Паслера, командующего войсками Центрального военного округа Валерия Герасимова и главы МВД Владимира Колокольцева о нарушениях в их ведомствах.
Что представляют собой проданные на сторону военные объекты, следователи не уточняют. Между тем, по данным свердловской общественной организации «Антикоррупционный комитет», на отчужденном у Минообороны земельном участке располагались ракетные шахты, два из 11 зданий классифицировались как подземные хранилища химического оружия с наименованием «Хранилище 1 БИС» для отравляющего серного иприта. Рядом расположены отвалы, которые, предполагают правозащитники, имеют отношение к Белоярской АЭС и могут быть радиоактивны.
Как сообщил «Газете.Ru» руководитель свердловской общественной организации «Антикоррупционный комитет» Леонид Андреев, по его информации, в 2004 году территория была передана в управление Уральскому юридическому институту МВД (его главой тогда был генерал-майор Владимир Демин) приказом тогдашнего первого замминистра по управлению госимуществом Свердловской области Алексея Молоткова. По мнению Андреева, институт МВД был намеренно включен в данную схему как крупное госучреждение для создания видимости законности сделок.
«Там 100 га земли, есть и хорошая потенциальная площадка для строительства. Эта земля, скорее всего, и интересовала участников схемы», — заметил Андреев.
В свою очередь, чиновники областного правительства позволили институту МВД продать недвижимость Минобороны неким жителям Екатеринбурга, говорят в «Антикоррупционном комитете». Далее под предлогом расположения частных объектов на государственной территории огромный участок был сдан в аренду указанным лицам, а впоследствии по договору купли-продажи с правительством области перешла в частную собственность. Формальная цена 99 га составила 1 791 667 рублей, однако, скорее всего, даже эта заведомо заниженная сумма в бюджет не поступила. Как предполагают в «Антикоррупционном комитете», к делу могут быть причастны также сотрудники УФРС по Свердловской области (регистрирующий орган по сделкам с недвижимостью. — «Газета.Ru»). Однако официальной информации следствия на этот счет нет. Комментарии в правительстве Свердловской области, Уральском юридическом институте МВД и Минобороны в среду вечером получить пока не удалось.
В настоящее время, по данным источников «Газеты.Ru», в СК переданы материалы проверки для решения вопроса о возбуждении еще одного уголовного дела — по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное организованной группой в крупном размере).