В четверг вечером в Госдуме состоялось рабочее совещание об ужесточении наказания за оскорбление религиозных чувств. Депутаты думского комитета по общественным объединениям и религиозным организациям обсудили с представителями различных конфессий, членами Общественной палаты и экспертами готовящийся законопроект о введении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих.
Ранее эта норма была прописана в УК РСФСР в ст. 143 (нарушение свободы совести и вероисповедания) и предполагала максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. В законодательстве РФ эта статья перешла в Административный кодекс, а наказание снизилось до штрафа в тысячу рублей.
Один из инициаторов обсуждения потенциального законопроекта, председатель комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов пояснил «Газете.Ru», что нынешний штраф в 500—1000 рублей за оскорбление чувств верующих, который предусматривает КоАП, смехотворный.
«Оскорбления бывают разного толка, поэтому нельзя ограничиваться одной административной ответственностью, надо переводить такие деяния в русло уголовной ответственности», — заявил Нилов.
По его словам, все участники рабочего совещания высказали по этому вопросу практически единодушное мнение: «Все солидарны в том, что надо усиливать ответственность, но делать это очень осторожно, чтобы никого не стравливать и не обострять ситуацию. Кроме этого должна быть неотвратимость наказания». Нилов уверен, что ужесточение наказания за оскорбление религиозных чувств должно идти рука об руку с «всеобщим просвещением населения» по этому вопросу. «Начиная с яслей детям надо вдалбливать в голову, что у нас многонациональная и многоконфессиональная страна, что все граждане равны и каждый имеет право на свободу слова и свободу вероисповедания», — сообщил депутат. Это, в свою очередь, должно «снизить накал и сбить желание разжигать межконфессиональные конфликты».
Русская православная церковь поддержала депутатскую инициативу.
Председатель синодального отдела по взаимодействию общества и церкви священник Всеволод Чаплин утверждает, что такая мысль появилась у него еще лет семь назад. «Дискуссия возникла после публикации карикатур на пророка Мухаммеда. Очевидно, что проблема оскорбления чувств верующих в новом, современном обществе очень острая», — сообщил Чаплин.
«Подобные действия опасны и должны решительно быть остановлены: свобода творчества и свобода слова имеют границы», — добавил он.
Депутатам и экспертам еще предстоит решить непростой вопрос о мере наказания. «Лично я считаю, что в УК надо предусмотреть норму, предусматривающую уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан. Хорошо бы восстановить ст. 143 УК РСФСР (нарушение свободы совести и вероисповедания), предусматривающую наказание в виде лишения свободы на срок до одного года», — сообщила «Газете.Ru» юрисконсульт Московской патриархии Ксения Чернега. Ярослав Нилов считает, что вопрос наказания слишком сложный, чтобы ответить на него однозначно.
«Вероятно, будет градация наказаний от денежного штрафа до исправительных и принудительных работ, а также тюремный срок при особой серьезности содеянного. Это может быть будут небольшие сроки в 2—3 года, но они должны быть прописаны в УК», — сообщил Нилов.
Всеволод Чаплин уверен, что «такие преступления должны пресекаться более решительно, чем бытовые». «Как защитить общество от таких деяний, покажет будущее, но они однозначно должны быть остановлены, иначе мы докатимся до гражданской войны», — уверен он. Хотя участники совещания утверждают, что нужно карать тех, кто оскорбляет религиозные чувства верующих, они в то же время признают, что в законодательстве не прописано определение термина «религиозные чувства». Депутат Ярослав Нилов считает, что понятие можно будет уместить в рамки заранее составленного документа. «Общественная палата занимается подготовкой инструкций для правоохранительных органов и для судебной системы в этом направлении», — пояснил Нилов.
Чаплин предположил, что при установлении вины суду придется «опираться на мнение пострадавших, обвиняемых и экспертов». Он, однако, не уточнил, что делать, если мнения пострадавших и обвиняемых о наличии оскорбления чувств верующих прямо противоположны (как в деле Pussy Riot).
В то же время не все религиозные организации согласны с необходимостью совершенствования законодательства в этой сфере. «В нынешнем законодательстве достаточно законов по ущемлению прав, по разжиганию ненависти, по религиозным и национальным причинам», — сообщил директор департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.
«При нынешнем состоянии общества все попытки отдельно выделить в законодательстве религиозные чувства граждан и религиозных организаций могут сослужить очень плохую службу», — считает Горин.
Впрочем, на вчерашнем совещании не было представителей еврейских общин в России, поэтому их мнение никто не учитывал.
Первый зампредседателя Духовного управления мусульман европейской части России, член Общественной палаты Дамир Мухетдинов пояснил «Газете.Ru», что ужесточение ответственности — палка о двух концах. «Крайне важно сначала создать соответствующий культурный климат, когда оскорбление верующих воспринимается обществом прежде всего как признак бескультурья и дурного тона, и тогда уголовное наказание будет иметь смысл», — сообщил Мухетдинов.
«Если до принятия закона не будут тщательно проработаны механизмы его деятельности, он может превратиться лишь в инструмент сведения счетов», — добавил он.
По словам главы комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, в ходе разработки законопроекта будут проводиться регулярные обсуждения с участием экспертов различных конфессий.