В среду в Новосибирском областном суде должны были начаться слушания по делу бывших местных чиновников — отца и сына Солодкиных, а также экс-замначальника управления ФСКН по Новосибирской области Андрея Андреева, обвиняемых в участии в организованном преступном сообществе. Всех трех подсудимых доставили в суд в наручниках. При этом Александра Солодкина-младшего, ранее занимавшего должность вице-мэра Новосибирска, привезли из СИЗО Кемеровской области, куда он был помещен по решению суда. Следователи таким образом решили подстраховаться, чтобы отец и сын не могли согласовать свои действия на судебном процессе. Также в суд явились большое число журналистов, которым запретили вести фото- и видеосъемку в зале заседания, и семь свидетелей обвинения. Впрочем, прокурору в среду не удалось даже приступить к оглашению обвинительного заключения.
Защита подсудимых в ходе заседания заявила ходатайство о возвращении дела в прокуратуру.
Адвокат Лев Книжин заявил, что вина его подзащитного Александра Солодкина-старшего (в прошлом главного эксперта по физической культуре и спорту областной администрации) по обвинению в участии в организованном преступном сообществе не доказана. По его словам, в деле отсутствует основной документ — постановление о возбуждении уголовного дела по ст. 210 УК (участие в преступном сообществе) в отношении Солодкиных и Андреева. «По сути, дело, которое мы сейчас собираемся рассматривать, возбуждено не было», — отметил Книжин. По его словам, это ходатайство было заявлено им еще на стадии предварительных слушаний, но так и не было рассмотрено.
Защитник Солодкина-младшего Николай Украинцев попросил суд исключить из процесса одного свидетеля обвинения — некоего бывшего военнослужащего. Украинцев отметил, что заявленный свидетель, используя должностные полномочия, организовывал на военном полигоне учебные стрельбы для ряда лиц, обвиняемых в участии в организованном преступном сообществе (ОПС). Адвокат считает, что статус свидетеля ему присвоен незаконно, так как, согласно УПК, относительного него должны были принять меры органы военного следствия.
Представители потерпевших возражали, отметив, что защита затягивает судебный процесс.
Кроме того, один из свидетелей, бывший участник ОПС, заключивший сделку со следствием, Андрей Боженко заявил, что в его адрес поступают угрозы от участников сообщества.
На этом судья Лариса Чуб удалилась для принятия решения и объявила перерыв до 14 сентября.
Под внимание правоохранительных органов семья Солодкиных попала летом 2009 года. Тогда в квартире Солодкина-младшего прошли обыски. Следственные действия проходили в рамках возбужденного 10 лет назад уголовного дела по факту покушения на новосибирского предпринимателя Фрунзика Хачатряна. Следователи подозревали, что чиновник причастен к так называемой труновской группировке. Во главе группировки стоял Александр Трунов по кличке Трун: его вместе с семью членами банды задержали как раз в то время. Уголовное дело в отношении них было направлено в суд в ноябре 2011 года и к настоящему времени его судебное рассмотрение не окончено.
В октябре 2009 года Солодкин-младший стал подозреваемым в поджоге автомобилей Хачатряна. Задержан вице-мэр был только спустя месяц в Москве, где проходил лечение в одной из частных клиник, но был отпущен под подписку о невыезде.
16 февраля 2010 года обоих Солодкиных вызвали на допрос. По прибытии в следственный отдел им сообщили, что они являются подозреваемыми по делу об участии в преступном сообществе. Сразу после задержания Солодкиных моральную поддержку им оказал нынешний полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе, а тогда действующий губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. В частности, он обращался в правоохранительные органы и выступал в суде в защиту чиновников.
По версии следствия, Солодкины, вступив в преступное сообщество, подыскивали и обеспечивали контроль над объектами экономики, которые служили источниками финансирования организации, а также устанавливали в интересах сообщества контакты с представителями местной власти.
Солодкину-старшему, кроме того, инкриминируется участие в подстрекательстве к убийству Хачатряна, мошенничество, растрата более миллиона бюджетных рублей и вымогательство. Его сыну помимо вышеперечисленного вменяется умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, уничтожение имущества, дача взятки и воспрепятствование правосудию с использованием служебного положения. Всего в их деле 12 эпизодов преступлений.
Третий фигурант Андреев был задержан в ноябре 2010 года. Он обвиняется в участии в преступном сообществе, мошенничестве, получении взятки и превышении должностных полномочий. По версии следствия, он передавал бандитам информацию о лицах, которые намеревались препятствовать деятельности ОПС. В качестве вознаграждения он получил престижный импортный внедорожник по заниженной стоимости, считают следователи.
«Труновская группировка», по данным СК, действовала в Новосибирской области 17 лет (с 1992-го по 2009 год).
Следователи считают его самым крупным преступным сообществом в регионе. В СК отметили, что потерпевшие не сразу стали сотрудничать с правоохранительными органами, опасаясь за свою жизнь. Силовики связывают это с тем, что обвиняемые обладали колоссальным влиянием в Новосибирске в силу своих должностей. Кроме того, все знали об их тесной связи с бандой Трунова.
Сдвинуть дело с мертвой точки удалось, когда расследованием занялось окружное управление СК России в Сибирском федеральном округе. Следователям удалось восстановить картину многих преступлений, и потерпевшие начали давать показания — такими итоге были признаны 17 человек. Также на сотрудничество пошли некоторые участники банды.
«В ходе расследования допрошено более 500 свидетелей, проведено более 100 выемок и обысков, более 200 экспертиз, — отметили в СК. — Кроме того, для возмещения ущерба, причиненного преступлениями, наложен арест на имущество обвиняемых общей стоимостью более 90 млн рублей. Это квартиры, дорогостоящие автомобили, крупные суммы денежных средств и ценные бумаги».