Во вторник Московский областной суд приступил к слушанию по существу дела о теракте в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года. По данным Следственного комитета (СК) России, в тот день 21-летний смертник Магомед Евлоев беспрепятственно пронес через входной терминал аэропорта взрывное устройство и активировал его. При теракте погибли 37 человек, еще 173 пострадали. На скамье подсудимых 27-летний брат смертника Ахмед Евлоев, а также 18-летний Башир Хамхоев и братья Илез и Ислам Яндиевы 21 и 22 лет.
Дело слушает тройка судей, процесс проходит в закрытом режиме, так как два из 117 томов материалов дела имеют гриф «секретно».
В пресс-службе Мособлсуда «Газете.Ru» пояснили, что судьи закрыли процесс, ссылаясь на то, что в деле имеются сведения, составляющие государственную тайну. В частности, не подлежат разглашению материалы, которые описывают процесс изготовления террористами взрывного устройства. Поэтому немногочисленные журналисты остались снаружи в ожидании какой-либо информации от участников процесса.
Во вторник адвокаты подсудимых заявили ходатайство об открытии процесса.
В частности, об этом просил подсудимый Илез Яндиев, сообщил его адвокат Владимир Кочарян. Также обвиняемый настаивал на суде присяжных, хотя статья «терроризм» уже выведена из их юрисдикции. «Он не юрист, поэтому и настаивал на присяжных, — объяснил Кочарян. — Он сказал, что ему нечего скрывать, он считает процесс политическим. Яндиев заявил, что не виновен, и хочет, чтобы суд был открытым». Часть потерпевших, которых во вторник в суде было в три раза больше, чем в прошлый раз, — на предварительных слушаниях их было четверо, теперь в суд пришли 11, ходатайство подсудимых поддержали. Представители гособвинения возражали. «Прокуратура предполагает, что два «секретных» тома могут иметь отношение и к другим, то есть их позиция основана на предположении», — пояснил Кочарян. После 15-минутного перерыва судьи отклонили все ходатайства защиты и постановили, что процесс все-таки будет закрытым.
По словам пресс-секретаря Мособлсуда, в деле всего фигурируют 230 потерпевших, среди них есть граждане США, Австрии, Германии, Великобритании и других стран. По обстоятельствам дела участники процесса общаться отказываются, ссылаясь на подписку о неразглашении.
После заседания адвокаты сообщили, что один из подсудимых признал свою вину.
Оказалось, что это один из братьев Яндиевых — Ислам. Его адвокат пояснил, что он признал свою вину частично: подсудимый отрицает свою вину по статье 210 УК (организация преступного сообщества). По остальным статьям — в убийстве, терроризме и бандитизме — он согласен с предъявленным обвинением. Его адвокат отметил, что Ислам Яндиев не заключал сделку со следствием.
По данным СК, смертник Евлоев, устроивший теракт, входил в организацию «Имарат Кавказ» (организация запрещена в России), возглавляемую Доку Умаровым. Уроженец села Али-Юрт Назрановского района Ингушетии, он обучался на бухгалтера, пока в 2010 году не попал к боевикам. По официальной информации, подготовкой террориста занимались Аслан Бютукаев и Супьян Абдуллаев.
Организовать теракт в аэропорту им удалось всего за 500 тысяч рублей.
На эти деньги был приобретен автомобиль, телефоны, а также арендована квартира. Лагерь боевиков был уничтожен 28 марта 2011 года в ходе спецоперации. По данным СК, тогда были убиты 17 бандитов.
В ходе расследования силовики вышли на семью Евлоевых. Три брата и сестра смертника были задержаны, но потом всех, за исключением Ахмеда, выпустили на свободу. Затем задержали Хамхоева. Их роль в преступлении в СК не уточняли. Затем спецслужбы пришли в дом семьи Яндиевых. Считается, что братья встретили смертника в Москве и помогали ему ориентироваться в городе.
Оставшиеся семеро предполагаемых членов банды находятся в розыске: Доку Умаров, Аслан Бютукаев, Рустам Альтемиров, Заурбек Амриев, Микаил Богатырев, Ислам Евлоев и Ибрагим Торшхоев. Есть данные, что Альтемиров и Амриев были убиты в Стамбуле 16 сентября 2011 года.
Дело по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности в международном аэропорту Домодедово (ст. 263-1 УК), возбужденное после теракта, было закрыто в апреле этого года. СК сообщил тогда, что система мер безопасности на объектах воздушного транспорта не была регламентирована на момент совершения теракта. «Требования Минтранса России по обеспечению транспортной безопасности были разработаны уже после совершенного теракта, — отмечали в СК. — По результатам изучения и оценки собранных доказательств было вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении лиц, проходивших по делу в качестве подозреваемых, за отсутствием состава преступления».