Военный следственный отдел Следственного комитета России по Читинскому гарнизону возбудил уголовное дело по факту крушения МиГ-29 под Читой, сказали «Газете.Ru» в Главном военном следственном управлении СКР.
Дело возбуждено по ст. 351 УК (нарушение правил полетов или подготовки к ним).
Максимальное наказание по статье — семь лет лишения свободы.
Установлено, что в четверг около 23.07 по местному времени (17.07 мск) командир 2-й авиационной эскадрильи войсковой части 63 559 подполковник Альберт Хаджияров приступил к выполнению упражнения боевой подготовки истребительной авиации «Полет на простой пилотаж и по маршруту на малых высотах». Около 17.14 мск многоцелевой истребитель четвертого поколения МиГ-29 разбился. Происшествие произошло во время взлета в 30 километрах юго-западнее аэродрома Домна. «При выполнении планового полета на этапе взлета в процессе набора высоты пропала метка самолета МиГ-29 с экрана локатора», — говорится в сообщении Минобороны России.
Следователи установили, что во время выполнения упражнения дополнительные команды подполковнику Хаджиярову не поступали, на связь с руководителем полетами он не выходил, полет осуществлялся на высоте 400—500 метров. На четвертой минуте полета командно-диспетчерский пункт зафиксировал вспышку на земле. Попытки выйти на связь с Хаджияровым результатов не дали.
По предварительным данным, истребитель врезался в сопку, пишет РИА «Новости». Обнаружить место происшествие удалось с помощью вертолета Ми-8, который оперативно вылетел на поиски.
В результате катастрофы пилот погиб.
У Хаджиярова остались жена и двое детей. В 2007 году он был награжден орденом Мужества за посадку горящего истребителя, который он смог увести от строений военного гарнизона
Прокуратура Восточного военного округа начала проверку. «Военная прокуратура ВВО с привлечением военной прокуратуры Читинского гарнизона проводит проверку по факту катастрофы, в том числе в части исполнения законов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности полетов. Выясняются причины и обстоятельства происшествия», — заявил представитель ведомства Андрей Метченко.
По сообщению Минообороны, полет МиГ-29 выполнялся без боекомплекта. «Для расследования причин катастрофы из Москвы вылетела комиссия Министерства обороны РФ», — отмечают в министерстве.
Тем временем министр обороны Анатолий Сердюков распорядился приостановить полеты истребителей этого типа до выяснения причин крушения.
Всего на вооружении ВВС России и еще 25 государств мира состоит более 1,6 тыс. легких истребителей МиГ-29. В 2008 году в Забайкалье разбились два самолета этого типа. Первая катастрофа случилась 17 октября в 60 километрах от аэродрома Домна. Истребитель выполнял учебно-тренировочный полет и упал в пойме реки Ингода в заболоченной, труднодоступной местности. Пилот катапультировался и был госпитализирован. Причиной катастрофы стал отказ системы управления самолетом. Второе крушение произошло 5 декабря, самолет разбился в 700 метрах северо-западнее поселка Ингода, летчик Валерьян Кокарев погиб. Расследование показало, что причиной катастрофы стало разрушение хвостового оперения самолета при перегрузках, которые превышали допустимые. Полеты МиГ-29 тогда были временно приостановлены, со всех самолетов было демонтировано хвостовое оперение и отправлено на доработку на завод-производитель.
Другое происшествие произошло 23 июня 2011 года в районе хутора Кабановский в Астраханской области. При выполнении сложного пилотажа во время испытательного полета потерпел крушение палубный истребитель МиГ-29КУБ, вылетевший с аэродрома Ахтубинск. Оба пилота, Олег Спичка и Александр Кружалин, погибли. И тогда полеты истребителей снова временно приостановили.
Зато 20 мая 1989 года МиГ-29 удалось угнать. Капитан Александр Зуев, усыпив коллег снотворным, которое он подмешал в торт, перелетел на истребителе в Турцию. Впоследствии самолет вернули в СССР, а пилот получил политическое убежище в США.
Массовое производство МиГ-29 началось в 1982 году, а первые истребители Военно-воздушные силы страны получили в августе 1983 года. В 1988 году для оснащения авианесущих крейсеров был спроектирован и построен самолет МиГ-29К со складывающимися для более компактного размещения самолета на корабле крылом, посадочным гаком и усиленным шасси. Истребитель пользуется большим спросом и за рубежом.