Власти Москвы предлагают повысить штрафы для нарушающих нормы содержания жилья управляющих компаний. Соответствующий законопроект внес в Мосгордуму столичный градоначальник Сергей Собянин. Рассмотрение документа в столичном парламенте планируется на следующей неделе. Представлять законопроект поручено руководителю департамента ЖКХ и благоустройства Андрею Цыбину.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, он подготовлен «в целях обеспечения надлежащего содержания жилищного фонда и территории города». Ужесточение ответственности коснется как самих управляющих многоквартирными домами и осуществляющих техническое обслуживание организаций, так и возглавляющих их должностных лиц.
Кроме того, при определении новых размеров штрафов учитывались возможные размеры затрат на устранение соответствующих нарушений и ущерба от них.
Рост числа нарушений в данной сфере продолжается, несмотря на применение даже максимальных размеров санкций, предусмотренных статьями КоАП Москвы, отмечают авторы законопроекта. Согласно приведенной в пояснительной записке статистике, в 2011 году количество обращений жителей по вопросам ненадлежащей эксплуатации жилищного фонда по сравнению с 2010 годом увеличилось на 43,4%.
При этом многие организации предпочитают регулярно платить штрафы и ничего не менять в своей работе.
«Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что размеры административных штрафов в настоящее время неэффективны, — делают выводы авторы документа. — Нередки случаи, когда юридические лица привлекаются к ответственности два раза в месяц. Некоторые юридические лица привлекаются к административной ответственности в среднем каждую неделю».
Действующая редакция части 1 статьи 8.2. «Нарушение внешнего вида и содержания зданий, ограждений, строений, сооружений, водоемов» содержит санкции в виде штрафа для должностных лиц в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на юридических лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. рублей.
В законопроекте предлагается установить штрафы для должностных лиц от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
Поправки также коснутся санкций за нарушение внешнего вида и содержания элементов оборудования объектов благоустройства, в том числе малых архитектурных форм, садово-парковой мебели, бункеров, контейнеров, урн (ч. 2 ст. 8.2), за нарушение нормативов по эксплуатации жилищного фонда (ст. 9.1), а также требований к содержанию особых объектов нежилого фонда (ст. 9.11). (Особые объекты нежилого фонда – это находящиеся в собственности города здания гражданского назначения и их части с большепролетными конструкциями покрытий, высотные здания более 75 м, в том числе предназначенные для массового пребывания граждан.)
А игнорирующим свои обязанности по очистке крыш от снега и удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках юридическим лицам, владеющим особыми объектами нежилого фонда города (ч. 3 ст. 8.12) уже не удастся отделаться штрафом в 20–30 тыс. рублей. Новые размеры штрафов за это нарушение будут доходить до 100 тыс. рублей.
Дороже всего обойдется нарушение правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе (ч. 1 ст. 8.10). Наказание для должностных лиц составит от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; для юридических лиц – от 50 тыс. до 200 тыс. рублей.
Как рассказал «Газете.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников, предлагаемые санкции касаются не граждан, а подрядных организаций, которые должны поддерживать порядок в сфере благоустройства и ответственных за эту работу должностных лиц, а также собственников зданий и сооружений, которые «должны понимать, что собственность в Москве – это не только благо и большое деньги, но и обязанность содержать ее в таком состоянии, чтобы не было стыдно за внешний вид зданий, а проходить вдоль их стен и под крышами было безопасно». «Для того чтобы управляющие организации и собственники помнили о своей ответственности, штрафы должны быть существенными», — считает Семенников.
По его словам, законопроект будет рассмотрен на заседании профильных комиссий с участием чиновников и прокуратуры во вторник. И если к документу не возникнет вопросов, на пленарном заседании в среду может быть принят в целом.
Если же прокуратура заметит «неточности с точки зрения юридической техники», то после первого чтения будет дано время на поправки. Возможные «неточности» касаются соответствия городского кодекса об административных нарушениях федеральному: Москва вправе устанавливать ответственность лишь за те составы правонарушений, которые не урегулированы в федеральном КоАПе. «Мы стараемся формулировать наши составы правонарушений так, чтобы не задевать сферу действий федерального законодательства, тем не менее с прокуратурой часто возникают дискуссии на этот счет», — пояснил депутат.
По мнению сопредседателя движения «Жилищная солидарность» Дмитрия Катаева, не стоит ждать серьезного повышения ответственности управляющих организаций в связи с принятием нового закона.
«Безусловно, дисциплину в жилищной сфере повышать надо, причем для всех сторон, — считает эксперт. – Однако я опасаюсь, что вроде бы разумные действия дадут ожидаемый результат. Во-первых, санкции, как это у нас принято, будут применяться избирательно, во-вторых, вызывает вопросы качество самих нормативов. Но самое главное – новый законопроект обладает колоссальной коррупционной емкостью: появляется новый канал для вымогательства. А любой управляющей фирме по-прежнему проще будет откупиться, и она будет это делать».
По мнению Катаева, есть гораздо более простой и эффективный путь заставить управляющие компании вспомнить про свои обязанности. «Не лучше ли Мосжилинспекции обратиться к жителям, с которыми заключены договоры этой управляющей компанией, сообщить, что есть такое-то нарушение и вы имеете право уменьшить платежи, – и все пусть люди решают, а не чиновники, — говорит эксперт. – Но такого, конечно, никто не допустит».