В пятницу Тверской суд Москвы арестовал сопредседателей компании «Парламент Групп» Сергея Куприянова и Юрия Манилова, обвиняемых в вымогательстве. Накануне они были задержаны по месту жительства в поселке Салтыковка Балашихинского района Подмосковья. Куприянов, проходя мимо телекамер, выстроившихся у здания суда, натянул на голову капюшон. Его адвокат Ирина Калинина в начале заседания заявила, что им необходимо время для ознакомления с материалами дела. «Я пришла домой после следственных действий только в шесть утра, поэтому не смогла собрать никаких документов и подготовиться к процессу», — пожаловалась она. Судья Андрей Криворучко удовлетворил ее просьбу, выдав на руки увесистый том. Защитница прошла в камеру 47-летнего бизнесмена и уселась рядом, о чем-то перешептываясь.
Уголовное дело было возбуждено 24 августа по пп. «а», «б» ч. 3 ст. 163 УК (вымогательство организованной группой). По данным следствия, вечером 23 апреля в ресторане Les Menus гостиницы Lotte Hotel на Новинском бульваре Куприянов, Манилов и некто Марк Мильготин потребовали от председателя совета директоров ОАО «Агропромышленная компания ОГО» Ильи Карпова передать им 17,5% принадлежащих ему акций компании стоимостью около 150 млн рублей. Кроме того, как ранее сообщали в МВД, подозреваемые собирались завладеть 13 элеваторами в различных регионах России. Фирма, владеющая элеваторами, также принадлежала потерпевшему и была зарегистрирована на Кипре.
Следователь Следственного департамента МВД России Чириканов отметил, что преступление носит «насильственный характер»: соучастники использовали оружие, а Куприянов, в частности, в качестве аргумента использовал нож.
Потерпевший Карпов, по словам следователя, воспринял угрозы как реальные и вывез своих родственников за пределы России. В деле также есть неустановленные лица, с которыми подозреваемые «могут выйти на связь», — это была одна из причин, по которой следствие ходатайствовало об аресте. Куприянов имеет за границей недвижимость, отметил Чириканов, а его паспорта, гражданского или заграничного, следователи при обыске так и не нашли. На этом Криворучко предоставил слово Куприянову. Подозреваемый вздохнул, развел руками и заявил:
«Я считаю, что все имеющееся в рамках дела — это оговор потерпевшего».
После этого ему приказали одеться потеплее и увели. По словам Куприянова, Карпов его оговорил, потому что тому стало известно о преступной деятельности последнего. «Потерпевший — большой расхититель компании, в которую меня пригласили как менеджера. Хищения были выявлены именно мной и моими коллегами», — сказал он. Бизнесмен также сообщил, что паспорт был предъявлен оперативникам, когда они явились к нему домой с обыском, а загранпаспорт у него отсутствует, потому что он лежит в консульстве на постановке визы.
Адвокат Куприянова добавила, что еще 29 апреля ее подзащитный добровольно приходил к следователям. С тех пор он не скрылся, хотя имел такую возможность. Компания АПК ОГО, по ее словам, была убыточной, у нее были крупные долги, а пакет акций как принадлежал Карпову, так до сих и принадлежит. Она добавила, что Куприянов имеет хронические заболевания, в частности, язву желудка, у него на иждивении находятся неработающая жена, четверо детей и престарелые отец и отчим. Поэтому она попросила избрать для него меру пресечения в виде домашнего ареста или залога. Сумму адвокат предложила судье назвать самостоятельно. Криворучко удалился в совещательную комнату.
Через некоторое время он распорядился заключить Куприянова под стражу до 24 октября.
— Куда мы пойдем? — спросил, выходя, подозреваемый у конвоя.
— Обратно. Домой, — ответил ему конвоир.
Далее наступила очередь Манилова. В отличие от своего коллеги он свое лицо не прятал. 49-летний предприниматель сообщил суду, что является президентом ООО «Морская политика» и имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей (всего у него их пятеро). Его адвокат Наталья Земскова предоставила характеристики подозреваемого, но особое внимание она обратила на медицинскую справку, согласно которой Манилов 28 августа перенес операцию у челюстно-лицевого хирурга. А 29 августа должен был явиться к врачу, но из-за обысков не смог этого сделать. «Неявка к доктору может привести к неотвратимым последствиям», — отметила она.
«Я считаю, что содержание в СИЗО — это жестокая мера», — сказал Манилов по существу дела.
Он отметил, что в ресторане обсуждались только пути выхода ОГО из кризисного положения.
По словам Земсковой, в деле нет ни одного доказательства того, что Манилов совершал насильственные действия. Единственная фраза, которую произнес Манилов на встрече: «Сколько примерно, вы думаете, стоят ваши 17%?». На что Карпов ему ответил, что около 150 млн рублей. Земскова назвала произошедшее между предпринимателями корпоративным конфликтом. Она отметила, что в деле есть как гражданский, так и заграничный паспорт Манилова, поэтому он не сможет скрыться. В качестве альтернативы адвокат предложила домашний арест. «Залог не просим, иначе Карпов напишет еще раз, что ему и его родственникам угрожали», — отметила она. Судью Криворучко ее доводы не убедили, и он также отправил Манилова под арест до 24 октября. Третий фигурант дела Мильготин находится в больнице, ему еще предстоит встретиться со следователями.