Скандальные поправки в закон об НКО, серьезно осложняющие жизнь спонсируемым из-за рубежа организациям, еще не вступили в силу, а региональные власти уже дают указания чиновникам свести к минимуму контакты с неблагонадежными общественниками. О том, что чиновникам Марий Эл поступили указания максимально сократить общение с финансируемыми из-за рубежа НКО, «Газете.Ru» рассказал председатель общественной организации «Человек и закон» Сергей Подузов. На днях, по словам правозащитника, в его распоряжении оказался документ, подписанный исполняющим обязанности руководителя администрации Марий Эл Станиславом Швецовым.
«По сути, администрация республики накладывает запрет на контакты с НКО, которые финансируют из-за рубежа», — пояснил «Газете.Ru» суть документа Подузов.
Письмо (копия есть у «Газеты.Ru») с подписью Швецова адресовано «руководителям министерств, департаментов и служб Марий Эл». От чиновников требуется провести «организационную и информационно-разъяснительную работу в трудовых коллективах», подведомственных республиканской администрации учреждениях. Цель профилактической работы, судя по документу, следующая: «минимизация участия сотрудников и работников в подведомственных трудовых коллективах» в общественно-политических мероприятиях, которые организуют иностранные и российские НКО. Кроме того, от чиновников требуют увеличить количество массовых и общественно-политических мероприятий с участием молодежи «в целях отвлечения их от протестных акций». В документе также говорится, что инструкции спускаются в соответствии с принятым 18 июня этого года решением контрольного органа Приволжского федерального округа (ПФО) – комиссии по вопросам безопасности при полпреде в ПФО Михаиле Бабиче. Отчитаться о проделанной работе чиновникам велено до 5 сентября 2012 года.
Сергей Подузов отмечает, что первое же мероприятие с участием его организации вызвало повышенное внимание со стороны республиканских чиновников и правоохранительных органов.
«Совсем недавно, в августе, у нас состоялся семинар правозащитных организаций. Так вот, на общественников, которые принимали участие в организации мероприятия, вышло республиканское МВД с вопросами: что будет за мероприятие, что мы собираемся делать и почему в семинаре будет принимать участие «Человек и закон», — говорит Подузов.
Источник «Газеты.Ru» среди организаторов семинара подтверждает, что к мероприятию было много вопросов со стороны чиновников и сотрудников республиканских правоохранителей. «Мы с партнерской организацией «Человек и закон» решили провести два мероприятия просветительского характера по теме защиты прав человека. Оба мероприятия вызвали бурную реакцию и интерес со стороны министерств и ведомств. Столь пристальное внимание от чиновников вызвало шок у коллектива нашей организации, поскольку ничего подобного раньше не было — подобные мероприятия проходили спокойно и всегда поддерживались со стороны органов власти», — говорит источник.
По его словам, власти интересовались мельчайшими подробностями предстоящих семинаров: запрашивалась документация вплоть до резюме сотрудников общественной организации с их регалиями и квалификацией. Во время личных встреч с чиновниками и представителями правоохранительных органов «открытым текстом говорилось, что правительство республики против проведения таких мероприятий», говорит источник.
«Звонили из силовых ведомств и просили стенограмму мероприятия, спрашивали, насколько спокойно все прошло, были ли протестные настроения и т. д. В один момент мне показалось, что все сошли с ума и надумали много несуществующего и нереального», — отмечает источник.
Дотошные профилактические беседы, по мнению источника, вызваны установками из администрации Марий Эл и аппарата полпреда по ПФО. «После всего происшедшего мои коллеги прислали письмо из правительства, после которого стало все ясно», — говорит собеседник.
Чиновники, как говорит источник, признавались, что ужесточение политики в отношении правозащитных и общественных организаций связано с одобрением скандальных поправок в закон об НКО, в соответствии с которыми все организации, финансируемые из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, должны получить статус «иностранных агентов» и попасть в спецреестр Минюста (в июле Владимир Путин подписал поправки, котые вступают в силу 21 ноября). «Говорили так: мол, Иван Иваныч, ну вы понимаете, что сейчас пристальный интерес со стороны государства к деятельности некоммерческих организаций, и в связи с этим политика в отношении таких организаций становится более требовательной и подконтрольной», — говорит источник.
Отмашка допускать только проверенные общественные объединения к реализации проектов на территории республики поступила практически во все ведомства Марий Эл, «где состоялись соответствующие планерки», продолжает источник, которому в этом признавались чиновники и силовики.
В управлении общественных связей и информации президента Марий Эл прокомментировать ситуацию не смогли. В аппарате полпредства по Приволжскому федеральному округу «Газете.Ru» сказали, что о существовании такого документа ничего не знают. В администрации президента России «Газете.Ru» говорят, что инициатива с места не была санкционирована на федеральном уровне, и добавляют, что относятся к ней отрицательно. Правозащитники из других регионов, относящихся к Приволжскому федеральному округу, отмечают, что ничего об аналогичных установках у себя не знают. «У нас такого не было», — заявил «Газете.Ru» руководитель базирующейся в Казани правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. То же самое сказали в Казанском правозащитном центре. Ни о чем похожем не слышали в нижегородском «Комитете против пыток». В УМВД по Марий Эл также заверяют, что впервые услышали о существовании инструкции от корреспондента «Газеты.Ru».
«Ничего, что вы говорили, я не слышала. У нас действительно недавно проходил семинар с участием правозащитников и представителей общественного совета при МВД, но он прошел очень хорошо», — заявила начальник отделения информации и общественных связей республиканской полиции Елена Дербенева. По ее словам, на семинаре, где, среди прочего, обсуждалось состояние российских дорог и роль сотрудников полиции в сфере защиты прав граждан, «обошлось без критики». «Пристального, как вы говорите, интереса со стороны наших сотрудников к семинару не было. Конечно, нам рассказывают о том, что проходит на подобного рода мероприятиях, члены Общественного совета при ведомстве. Но на этом все», — отметила Дербенева.