Во вторник Заднепровский районный суд Смоленска вынес приговор активистке «Другой России» Таисии Осиповой, обвиняемой в сбыте наркотиков. Ранее в прениях гособвинитель просила отправить ее за решетку на четыре года. Однако суд принял кардинально иное решение.
Судья Игорь Кожевников приговорил Осипову к восьми годам колонии общего режима.
Помощник судьи не смогла объяснить, чем руководствовался суд при принятии своего решения. «Я не могу давать такие комментарии, я к этому делу никакого отношения не имею, на заседании не присутствую, я являюсь помощником судьи. Приговор будет выложен на сайте суда после вступления его в законную силу», — сказала помощница Кожевникова «Газете.Ru».
По словам адвоката подсудимой Светланы Сидоркиной, суд вообще исключил эпизод обыска, который проходил в квартире подсудимой, оставив только два эпизода проверочных закупок.
За один суд назначил четыре года лишения свободы, за второй — восемь лет. По совокупности путем сложения суд определил окончательный срок восемь лет. «Исключение эпизода обыска суд сформулировал так, что не была соблюдена чистота проведения следственного действия», — сказала «Газете.Ru» адвокат. Она напомнила, что в прениях гособвинитель просила оставить в деле три эпизода, которые вменялись подсудимой: два эпизода проверочных закупок и эпизод обыска, который был у нее в жилом доме. При этом обвинение рассматривало оба эпизода закупок как один состав преступления (именно поэтому для Осиповой и попросили всего четыре года колонии), но судья при приговоре их вновь разделил. «Я считаю, что в определении срока наказания судом нет никакой логики. Исходя из доводов прокурора суд мог вынести то же наказание. Я считаю, что с учетом тех доводов, которые были выдвинуты, мера наказания чересчур большая. Можно было определить ее меньше». По ее словам, Осипова будет обжаловать приговор и сдаваться не намерена.
«Судья гнал процесс, хамил подсудимой и защитникам, вел себя вызывающе, — сказал «Газете.Ru» руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. — Ничего хорошего от него не ждали. Но назначить срок, вдвое превышающий позицию государственного обвинителя, это, безусловно, демонстративный поступок. Прокурор отказался от части обвинения еще до процесса, в суде объем обвинения был еще снижен. Полагаю, что таким наказанием суд прикрыл собой любые претензии к полиции и к прокуратуре».
Уголовное дело в отношении Осиповой возбудили 27 октября 2010 года (ч. 3 ст. 228 УК). Затем в ноябре оперативники провели четыре проверочные наркозакупки (около четырех граммов героина). 23 ноября 2010 года к ней в дом ворвались сотрудники правоохранительных органов и предъявили обвинение в хранении наркотиков. В обыске участвовали полицейские из центра по противодействию экстремизму. Они нашли у подозреваемой пять свертков с героином, а также меченую 500-рублевую купюру, которую она получила во время контрольной закупки. МВД сообщало, что во время обыска у нее обнаружили девять граммов героина.
На первом процессе гособвинение просило приговорить Осипову к двенадцати годам и восьми месяцам лишения свободы. Защита говорила, что дело против нее сфабриковано, а героин ей подбросили, так как она участвовала в антиправительственных акциях. В итоге в декабре 2011 года Осипову приговорили к десяти годам колонии. Активисты «Другой России» устроили ряд акций в защиту Осиповой. После этого в январе 2012 года президент Дмитрий Медведев на встрече со студентами журфака МГУ заявил, что приговор излишне суров. Теперь пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова заявила, что позиция Медведева по этому громкому делу «осталась неизменной». «Дмитрий Медведев считал и продолжает считать недопустимым вмешательство в дела суда и оказание на него давления. Тем не менее он по-прежнему считает, что приговор должен быть адекватен содеянному», — цитирует ее «Интерфакс».
В феврале этого года Смоленский областной суд, рассмотрев кассационную жалобу адвокатов, направил дело Осиповой на пересмотр.
При этом во время рассмотрения кассации прокурор попросил суд смягчить наркосбытчице наказание до четырех лет лишения свободы.
«Гособвинитель сказала, что до этого во внимание не было принято состояние здоровья Осиповой и наличие у нее малолетнего ребенка, — рассказывала тогда «Газете.Ru» Сидоркина. — Кроме того, заявил тогда он, контрольные закупки у Осиповой, которые оперативники проводили 16 и 23 ноября 2010 года, то есть уже после возбуждения уголовного дела (оно было заведено 27 октября 2010 года), проводились без поручения следователя». Изначально Осиповой вменялись четыре эпизода наркозакупок, но, когда процесс стартовал во второй раз, суд исключил два эпизода. На втором процессе свидетель обыска в доме Осиповой Антон Мандрик изменил свои показания, заявив, что не видел, как полицейские нашли наркотики. В МВД в ответ заявили, что в процессе обыска свидетель, который жил тогда с Осиповой, был в состоянии наркотического опьянения.