В четверг Роскосмос сообщил о причинах аварии при выводе на орбиту спутников «Экспресс-МД2» и Telkom-3, которая произошла 7 августа. Отправленные с космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-М» аппараты гражданского назначения не вышли на расчетную орбиту. Сразу после того, как стало известно об аварии, специалисты предположили, что проблемы возникли с разгонным блоком ракеты-носителя «Бризом-М», который разрабатывался в центре имени Хруничева. Руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин подтвердил первоначальную версию ЧП.
«Межведомственная комиссия начала работать с 7 августа. За 10 дней установлена, будем говорить смело, причина аварии. Она носит производственный характер.
Произошло засорение магистрали наддува дополнительных топливных баков горючего «Бриза-М», — уточнил Поповкин, которого цитирует ИТАР-ТАСС.
Ракета-носитель «Протон-М» с двумя спутниками была запущена с Байконура вечером 6 августа. Четвертая ступень ракеты — разгонный блок «Бриз-М», который должен был выполнить четыре включения,— сработала только три раза. Специалисты отметили, что третье включение длилось меньше запланированного. В результате «Бриз-М» и прикрепленные к нему спутники оказались на нерасчетной орбите, на которой использовать их по назначению невозможно.
Поповкин добавил, что про организационные меры пока речи не идет. Однако подтвердил информацию об отставке главы центра им. Хруничева.
Еще в день аварии неназываемый источник «Интерфакса» заявил, что Роскосмос может уволить руководителя центра имени Хруничева Владимира Нестерова за конструкторские просчеты. По его словам, вопрос об отставке поднимался после каждой аварии, но ранее руководству центра удалось избежать наказаний. Тем не менее сейчас Поповкин не стал официально связывать уход главы центра им. Хруничева и падение спутников.
«У нас нет вечных кадров. Будет проходить их замена. Я могу официально подтвердить, что Владимир Евгеньевич Нестеров покидает свой пост», — заявил Владимир Поповкин.
То, что отставки в центре им. Хруничева — вопрос решенный, стало понятно 14 августа – тогда премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание по проблемам в космической отрасли. Напомнив о том, что за последние полтора года Россия совершила семь аварийных пусков, а по вине отечественных специалистов было потеряно 10 спутников, Медведев выразил недоумение, что за это не несут ответственности разработчики аппаратов. «Получается, что после выплаты страхового возмещения последствия даже никоим образом не перераспределяются на реальных виновников. То есть можно выпускать некачественную продукцию, с ней происходит страховой случай, если выражаться аккуратно, а после этого сами предприятия, которые в той или иной степени виноваты в происшедшем, никакой финансовой ответственности не несут, не говоря уже о другой ответственности, я имею в виду дисциплинарную и прочую, — отметил Медведев. — Нужно определиться, кто виноват в серии последних неудач, где были допущены просчеты, и в любом случае определить меру ответственности всех сопричастных к этим проблемам».
Поповкин отметил в четверг, что на совещании с Медведевым Роскосмосу был дан ряд поручений. «Роскосмосу поручено в течение месячного срока подготовить предложения по усилению системы контроля при изготовлении космической техники, а также подготовить предложения по организационным изменениям, которые будут направлены в первую очередь на усиление управляемости отрасли», — заявил глава космического агентства.
Невывод на орбиту спутников — первая для России космическая неудача после того, как Роскосмос организовал на предприятиях отрасли собственную приемку ракетно-космической техники и повысил требования к предстартовой подготовке.
Спутник связи «Экспресс-МД2» предназначался для круглосуточной ретрансляции информации на территории России, он создан в кооперации с иностранными космическими компаниями, в частности с итальянским подразделением Thales Alenia Space. Аппарат должен был взять на себя часть функций спутника «Экспресс-АМ4», не вышедшего на расчетную орбиту после неудачного запуска в августе 2011 года.
Telkom-3 создан в другом конструкторском бюро — «Информационные спутниковые системы» имени академика Решетнева: над его разработкой трудились как российские, так и западные специалисты, а запуск производился по заказу индонезийской компании Telekomunikasi Indonesia Tbk (Джакарта). Аппарат предназначался для обеспечения телевизионного вещания в Индокитае. По информации РИА «Новости», «Информационные спутниковые системы» отвечают за разработку аппарата, доставку его на орбиту, создание наземного сегмента управления, а также предоставляет оператору услуги по обучению персонала и технической поддержке в процессе эксплуатации спутника.
Запуск спутников первоначально планировался еще на май этого года, но неоднократно переносился. В последний раз спутник предполагалось запустить 26 июля, но сделать этого не удалось, поскольку «при сборке головной части была обнаружена неисправность и для ее ремонта пришлось отстыковать космические аппараты», пояснял тогда источник «Интерфакса». Проблемы были как раз с разгонным блоком «Бриз-М», говорят в отрасли.
Потеря «Экспресс-МД2» и Telkom-3 продолжила начавшуюся в 2011 году череду неудач для отечественной космической промышленности. Два из пяти ЧП прошлого года произошли из-за неисправности техники, разработанной в центре им. Хруничева. В феврале 2011 года был выведен на нерасчетную орбиту геодезический аппарат военного назначения «Гео-ИК-2» — запуск проводился ракетой-носителем «Рокот» и разгонным блоком «Бриз-КМ». В середине августа 2011 года был потерян спутник «Экспресс-АМ4» с ракетой-носителем «Протон-М» и разгонным блоком «Бриз-М». Очередная авария произошла 24 августа: тогда ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М» стартовала с Байконура, но из-за аварии двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя корабль не был выведен на орбиту; его обломки упали на Алтае.
Пока запуски ракет-носителей с блоками «Бриз-М» приостановлены. Финансовые потери, видимо, еще предстоит определить: Поповкин не стал их озвучивать. Стоимость двух аппаратов составляет порядка 5–6 млрд рублей, утверждали источники в космической отрасли.