В среду в столице прошел пикет против сокращения городских инфекционных больниц. В Новопушкинском сквере cемь пикетчиков в белых халатах держали плакаты с лозунгами: «Закрытие инфекционных больниц — угроза эпидемий». По мнению участников акции, проводящаяся департаментом здравоохранения Москвы реорганизация инфекционной службы может иметь для города самые серьезные последствия.
Одним из примеров такой реорганизации стала ликвидация инфекционного корпуса городской клинической больницы №4 на 145 коек (в том числе 25 боксированных). Его «перепрофилирование» предусмотрено приказом департамента здравоохранения Москвы № 558 от 20.06.2012 года. Уже к 1 сентября на месте инфекционного отделения, по плану чиновников, должно появиться отделение для оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В новый сосудистый центр переедут 60 коек из уже существующего в больнице неврологического отделения. И в дополнение к ним появятся 40 платных коек по уходу за неврологическими больными, пережившими инсульт.
Инфекционное отделение закрывается в угоду прибыли, считает участник акции, заведующий приемным отделением 12 инфекционного корпуса ГКБ №4 Дмитрий Быченко.
«Неврологический больной — это человек, который перенес инсульт, но в данный момент не требует госпитализации. Конечно, по желанию родственников его можно положить в больницу на уход. Для этого и будут созданы 40 коммерческих коек. И ради них нужно «убить» инфекционный корпус», — говорит Быченко.
По его словам, всего три года назад в корпусе завершился капитальный ремонт, и сейчас он отвечает всем жестким санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям, предъявляемым к инфекционным стационарам. Это позволяет госпитализировать больных с любой инфекционной патологией, в том числе и требующей полной изоляции инфекционных больных. В отделении функционируют 12 «мельцеровских» боксов, предусмотренных для высококонтагиозных больных или больных с неясной патологией. Кроме того, поскольку ГКБ №4 — это многопрофильный стационар, наличие в его составе инфекционного отделения позволяет госпитализировать и лечить пациентов инфекционного профиля в сочетании с патологией сердечно-сосудистой и нервной систем, гинекологической патологией. Таких учреждений в Москве всего два (второе — Боткинская больница). И только в этом отделении помощь могут получить инфекционные больные с кардиостимулятором и беременные с инфекционной патологией.
По мнению медиков, сосудистый центр можно было бы открыть в 10-м корпусе больницы. Сейчас его занимает администрация, но скоро она переедет в отремонтированный 1-й корпус больницы, являющийся памятником архитектуры 18 века. Однако ремонт и приспособление трехэтажного административного корпуса потребуют времени и денег. А в инфекционном отделении уже имеются все условия для комфортного пребывания пациентов: палаты максимум на трех человек с туалетами и раковинами.
На сегодняшний день весь персонал инфекционного корпуса (76 человек) уже получил уведомления об увольнении в связи с сокращением штатов.
При этом администрация больницы смогла предложить высококвалифицированным врачам, включая завотделениями, лишь должности санитарок и регистраторов.
<5>
Между тем, по приказу департамента здравоохранения Москвы №506 от 5 июня весь коечный фонд инфекционного корпуса ГКБ №4 задействован в качестве резерва для приема больных в случае возникновения особо опасных инфекций на территории Москвы. В число особо опасных инфекций входят такие серьезные заболевания как менингит, рожа, дифтерия. Этот приказ больница получила за две недели до выхода приказа о перепрофилировании инфекционного корпуса.
«В департаменте одна рука не знает, что творит другая, — говорит Быченко. — Я не стал бы бороться за наш корпус, если бы департамент открывал койки инфекционного профиля в другой больнице. Но ничего подобного не планируется. И ликвидация отделения не только незаконна, но и опасна в виду непрогнозируемости инфекционных заболеваний».
В Москве число инфекционных коек и так ниже нормативного, напоминает Быченко.
Согласно утвержденной постановлением правительства Москвы «Типологической номенклатуре лечебно-профилактических учреждений», предусматривается 2,65 инфекционных коек на 10 тыс. взрослого населения. То есть, в инфекционных больницах столицы должна быть 3061 койка, а их в настоящее время (до сокращения) насчитывается всего 2407. Более того, московские нормативы даже занижены по среднероссийским меркам. Среднее количество коек в инфекционных больницах России по данным Госкомстата России по состоянию на 2010 год — 4,9 на 10 тыс. населения.
«Добавьте к этому увеличение Москвы, а также огромное количество незарегистрированных приезжих и непрерывные миграционные потоки, превращающие Москву в большой перевалочный пункт, — говорить Быченко. — Я пытаюсь донести до властей, что инфекционные койки городу нужны. Разрушать их нелогично, и, может быть, даже преступно».
Кроме того, отмечает врач, сокращение и перепрофилирование боксированных инфекционных коек запрещено приказом Минздрава №220 от 17.09.1993 «О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации».
«То есть приказ департамента №558 прямо нарушает приказ Минздрава. Я обратился по этому вопросу в прокуратуру, и сейчас жду официального ответа», — рассказал он. Обращение с требованием отменить «противоречащий действующему федеральному законодательству и законодательству города Москвы» приказ о ликвидации инфекционного отделения в ГКБ №4 к московскому прокурору Сергею Куденееву, а также министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой и главе Роспотребнадзора Геннадию Онищенко направил также лидер «Яблока» Сергей Митрохин. «Ссылка на недостаточную загруженность инфекционного отделения неправомочна, так как инфекционные больницы, в особенности боксированные отделения, имеют мобилизационный характер, — считает Митрохин. — В отличие от других медицинских специальностей госпитализацию в инфекционные стационары осуществляют не только по клиническим, но и эпидемиологическим показаниям».
Между тем, на состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции, посвященной реорганизации инфекционной службы в Москве, главный специалист по инфекционным болезным Москвы Николай Малышев заявил о том, что вопрос о перепрофилировании инфекционных коек в неврологические в ГКБ №4 стоит уже 6-7 лет. «Инфекция без микробиологического обследования, это — терапия, — заявил он. — А здесь нет лаборатории, анализы приходится возить в другое место. Кроме того, очень мало работает инфекционная койка. Многопрофильные больницы предназначены для смешанной патологии — соматической и инфекционной – но таких больных мало. И в то же время великолепный инфекционный корпус с реанимацией есть в Боткинской больнице, которая тоже не дорабатывает». По словам Малышева, вопрос о нехватке инфекционных коек в Москве не стоит, а когда происходит пандемия инфекции, городское здравоохранение оперативно перепрофилирует необходимое число коек. Что касается сокращаемых 13 врачей-инфекционистов, то в городских поликлиниках и больницах для них имеется около 40 вакансий, заявил он: «Выбор широкий, и некоторые уж устраиваются».
Ранее чиновники заявляли, что сохранение инфекционного корпуса на территории многопрофильной больницы нецелесообразно. «Инфекционный корпус в ГКБ №4 перепрофилируется не в коммерческое отделение, а в неврологическое», — заявил на пресс-конференции заместитель руководителя департамента здравоохранения Алексей Хрипун. По словам чиновника, люди чаще умирают от инфаркта и инсульта. Кроме того, при таких заболеваниях медицинская помощь должна поступать как можно скорее. Поэтому 32 городских сердечно-сосудистых отделения расположены под маршруты «Скорой помощи». И 4 градская больница для этого также идеально подходит. «В прошлом году уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Москве снизился на 17% по сравнению с 2010 годом. И это — результат проводимых департаментом реорганизационных мероприятий», — завил он.