В четверг в петербургском суде присяжные вынесли решение по делу экс-помощника председателя Олимпийского комитета России Владимира Кулибабы, обвиняемого в организации заказного убийства Вадима Чечеля, главы петербургского ЧОП «Каскад». Присяжные (в составе коллегии было восемь женщин и четыре мужчины) большинством голосов оправдали Кулибабу. За его невиновность «в организации убийства по найму» проголосовали девять членов жюри. Также оправдан и водитель Николай Борисов, обвинявшийся в пособничестве убийству: десять голосов против двух. Для вынесения вердикта присяжным понадобилось несколько часов. Все это время родственники подсудимых и адвокаты нервничали в коридоре суда. Вердикт они встретили аплодисментами. Прямо в зале суда конвой снял наручники с Кулибабы и Борисова и отпустил на свободу. Они обнялись с родственниками и отправились вслед за конвоирами получать документы.
Этот вердикт стал полнейшей неожиданностью для прокуратуры.
У обвинения было два важнейших свидетеля — исполнитель преступления и его пособник. Оба заявили присяжным, что Кулибаба действительно хотел убить Чечеля и что они принимали в этом убийстве непосредственное участие. В прокуратуре говорят, что будут обжаловать решение суда сразу после приговора.
«Мы считаем, что решение присяжных было эмоциональное, притом что в деле множество доказательств вины», — сказал «Газете.Ru» представитель прокуратуры.
Адвокат Юрий Новолодский в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» назвал вердикт присяжных «убедительной победой и торжеством закона». По его словам, заказчика убийства следствие так и не нашло, в деле он фигурировал как неустановленное лицо. Кроме того, обвинение не смогло привести убедительный мотив убийства.
Напомним, 41-летний Вадим Чечель был убит в Петербурге 24 апреля 2008 года. Утром он вышел из подъезда дома № 29 на Фурштатской улице, где проживала его любовница Мария Строганова, бывшая гражданская жена экс-председателя Олимпийского комитета России Леонида Тягачева. Едва Чечель сел в свой Range Rover, к нему подошел киллер. Он показал бизнесмену какой-то конверт и, когда тот приоткрыл боковое стекло, несколько раз выстрелил в него из пистолета с глушителем. Чечель умер на месте.
Свидетели смогли описать киллера, и он был задержан по горячим следам на соседней улице Восстания. Инспекторы ГИБДД изъяли у него два пистолета Макарова, которые тот не успел выбросить.
На допросе выяснилось, что задержанный — известный в прошлом спортсмен, призер чемпионатов СССР, мастер спорта международного класса по горным лыжам Александр Дружинин.
В 90-е годы Дружинин подался в бандиты, как говорили, он стал штатным киллером одной из петербургских группировок. Сначала Дружинин заявил следователям, что организатором убийства Чечеля был депутат Госдумы Денис Волчек. Позже он изменил свои показания и указал на Владимира Кулибабу. Кроме того, Дружинин заявил, что для убийства он привлек своего знакомого — водителя Николая Борисова, который привез его на место убийства и знал о преступлении. Показания против Кулибабы дал и его бывший помощник и охранник Олег Гырзин, который пошел на сделку со следствием.
В мае 2009 года городской суд Петербурга признал Александра Дружинина виновным в убийстве Вадима Чечеля и других преступлениях и приговорил его к 20 годам колонии строгого режима. Олега Гырзина судили за пособничество в убийстве Чечеля в особом порядке и приговорили к 8 годам лишения свободы условно.
Владимира Кулибабу дважды арестовывали и дважды отпускали под залог в 1 млн рублей. Год назад его арестовали «за неявку на следственные действия», с тех пор он находился в СИЗО.
Процесс по делу Кулибабы начался в марте 2012 года.
Обвинение заявило, что в апреле 2008 года Кулибаба вступил в преступный сговор с Александром Дружининым, которому пообещал денежное вознаграждение в размере $40—50 тыс. за совершение убийства Чечеля. В качестве пособника Кулибаба привлек своего охранника Олега Гырзина, а Дружинин — Николая Борисова. Кулибаба предоставил Дружинину подробные сведения о потерпевшем — его внешности, местах жительства и работы, а также об используемом автомобиле. Затем через Гырзина он передал исполнителю два пистолета Макарова, глушитель и предоплату — около 500 тыс. рублей. Роль Борисова заключалась в том, что за вознаграждение в $8 тыс. он должен был предоставить принадлежавший ему автомобиль ВАЗ-21093 для слежки за Чечелем, а также увезти Дружинина после совершения убийства. В случае задержания Дружинина Кулибаба поручил тому дать ложные показания о причастности к данному преступлению конкретных лиц.
В ходе процесса в качестве свидетеля вызывался бывший начальник ГУВД Петербурга и Ленинградской области Владислав Пиотровский. Подсудимый заявлял, что тот требовал часть бизнеса Кулибабы, обещая защиту. Якобы высокопоставленный полицейский требовал передать ему фирму, строившую нефтеналивной терминал в порту Усть-Луга. Также Кулибаба утверждал, что его с Пиотровским познакомил Олег Гырзин. Пиотровский все это опроверг, назвав вымыслом. Он заявил, что действительно встречался с Кулибабой в Таврическом саду, но речь шла об оперативной разработке по другому делу, а Кулибаба мог бы предоставить нужные угрозыску сведения.
Адвокат Кулибабы называл своего подзащитного не иначе как «православный меценат». Тогда как гособвинитель говорила присяжным об огромном богатстве Кулибабы, «ноги которого растут из взаимоотношений» с легендарным Костей Могилой (авторитетный бизнесмен, смотрящий по Петербургу в 90-е годы, расстрелян из автоматов киллерами-мотоциклистами в Москве. — «Газета.Ru»).
Сам Кулибаба вину не признал и заявил, что его дело — провокация, организованная недругами, после того как он отказался продать свою компанию.
В Федерации вольной борьбы Петербурга заявляли, что ее руководитель «не имеет никакого отношения к инкриминируемому ему преступлению и зарекомендовал себя отличным руководителем, прекрасным тренером, примерным семьянином, щедрым благотворителем и глубоко верующим прихожанином».
Однако известно, что Чечель был любовником гражданской жены экс-председателя Олимпийского комитета России, сенатора от Ростовской области Леонида Тягачева, помощником которого был Кулибаба.
Тягачев состоял в гражданском браке с Марией Строгановой, но затем они расстались. На суде Тягачев дал показания и проходил по делу как свидетель. Сама Мария Строганова, ныне живущая в Европе, заявила, что Тягачев знал о ее будущем избраннике и ничего не имел против. Единственная потерпевшая по делу — Василина Перцова, сестра погибшего Чечеля — рассказала, что «Мария Строганова была последней девушкой ее брата». «Вадим рассказал мне о ней не сразу, за два месяца до смерти: я переживала по поводу его развода с женой, — сказала Перцова, — Он был женат трижды. Про Марию он рассказывал, что у него появилась интересная красивая женщина, которая живет в Москве, является бывшей «дамой сердца» Леонида Тягачева, от него имеет ребенка. Я видела ее при жизни Вадима один раз. Дорого одетая женщина, немножко не нашего круга. Кто такой Тягачев, я узнала, посмотрев в интернете».
Потерпевшая вспомнила на суде, что за три недели перед гибелью ее брат стал ездить с охранником и сказал сестре, что решил расстаться со Строгановой. О Тягачеве Чечель тогда выразился кратко: «Кто он, а кто я…» По словам Перцовой, после смерти ее брата Строганова плакала, говорила матери убитого, что у них была запланирована свадьба, что «Леонид здесь ни при чем». «Хотя мы никогда не упрекали ее ни в чем», — заметила Перцова.