В понедельник по всей стране приспущены флаги: в России объявлен день траура по погибшим во время наводнения в Краснодарском крае. Учреждениям культуры, а также государственным телеканалам рекомендовано воздержаться от демонстрации развлекательных передач.
По данным МВД на утро понедельника, погиб 171 человек, большинство жертв в Крымске. Неопознанными из них остаются 20 человек.
За медицинской помощью обратились 479 пострадавших, в том числе 48 детей, сообщает МЧС Краснодарского края. Госпитализированы 144 человека, в том числе 13 детей. Семь пациентов приняла центральная больница Геленджика, 137 были госпитализированы в центральную районную больницу Крымска. (По данным МВД, госпитализированы 156 человек, в том числе 16 детей.)
Материальные потери понесли около 24 тысяч человек, говорят в МВД со ссылкой на предварительные оценки руководства Краснодарского края. Комиссии по определению ущерба обследовали около 3 тыс. домов. Частично разрушены 158 домов, полностью водный поток смыл 96 домов.
В воскресенье в городах России добровольцы объявили сбор вещей и продуктов для Крымска, наиболее сильно пострадавшего от наводнения. В Москве принимали вещи на смотровой площадке Воробьевых гор, особенно требовались фонарики, батарейки, а также инструменты, в том числе бензопилы. В ночь на понедельник машины с вещами выехали в Крымск. Аналогичные акции проходят во Владивостоке, Ставрополе, Ростове-на-Дону, а также Волгограде и Краснодаре. Был создан счет, на который желающие пересылали деньги.
По пути к Крымску на трассе попадаются целые вереницы «КамАЗов», груженных ветками, сучьями и мусором.
Чем ближе к городу, тем больше воды на полях, многие посевы вымыты из земли. В грязной воде реки Адагум, что обрамляет город с одного конца, лежат стволы вырванных стихией деревьев.
Самая близкая к реке Адагум улица Советская приняла на себя первый удар. Сначала вода ворвалась в небольшой магазин на углу трассы. Дочь хозяина Светлана Ралова провела здесь ночь с пятницы на субботу вместе с другими сотрудницами, а теперь, стоя в резиновых сапогах в грязной жиже, виновато улыбается и говорит, что почти уже все убрала. «Вечером начался сильный дождь, а около 23.00 у нас выключили электричество. Чуть позже мы увидели, что в реке поднимается уровень воды. Где-то в половине второго мы заметили, что дорога полностью залита водой и начинает заливать мост. Буквально за десять минут течение усилилось, и вода подобралась к нашему магазину», — вспоминает Ралова события ночи на 7 июня. Сотрудницы магазина пытались заткнуть щель под дверью тряпками, чтобы не прошла вода, в несколько пар рук держали дверь до последнего. «Вдруг с оглушительным хлопком у нас выбило стекло. За считанные секунды мы успели добежать до второго этажа, это нас спасло», — говорит она. К утру, когда вода немного спала, женщины спустились и увидели, что натворил мощный поток. «Все тяжеленные холодильники с продуктами были аккуратно сложены друг на друга, а нашу машину волна отнесла за три дома вниз и впечатала в стену дома», — рассказала Ралова.
На вопрос, как это могло произойти, Светлана Ралова пожимает плечами: «Власти говорят, что слишком сильные ливни, а мы считаем, что на Неберджаевском водохранилище открыли шлюзы и пустили лишнюю воду на Крымск, чтобы спасти Новороссийск и станицу Грушовую, где находится нефтебаза».
Те, кто в Крымске не живет, относятся к этой версии скептически. Житель Новороссийска Дмитрий Бикетов рассказал, что не раз ловил рыбу на Неберджаевском водохранилище. «Это всего лишь горное озеро искусственного происхождения, там нет шлюзов для спуска воды», — заявил Бикетов и предположил, что причиной наводнения стали смерчи.
За считанные часы в ночь на субботу шестиметровая волна унесла сотни человеческих жизней и разрушила частично город. Жители низинных районов городка ходят по своим участкам по щиколотку, а то и по колено в бурой жиже. Некоторые дома буквально скомканы, как бумажные макеты.
Из пустых глазниц выбитых окон неуклюже высовываются диваны — волна подняла их и наполовину вынесла в окна.
Дети играют в заляпанные грязью игрушки, взрослые пытаются придать своим жилищам приличный вид. В магазинах города пока еще есть продукты, но нет электричества. В одну из таких лавочек заходит женщина за едой для детей. После небольшого диалога с продавщицей выясняется, что есть курица и молоко, но и то и другое могло испортиться за сутки — в Крымске стоит изнуряющая жара. «Чем же мне кормить малышей?» — рассуждает вслух посетительница, покупает две маленькие коробки сока и уходит, качая головой.
Улицу Фурманова затопило практически полностью. Армен Симонян понял, что дело плохо, как только начался проливной дождь. «В два часа я поехал к дамбе и увидел, что вода в реке поднимается. Вернулся и предупредил всех соседей», — рассказал он «Газете.Ru». Уехать никто не успел: вода прибыла так стремительно, что люди едва успели залезть на чердак. Некоторые крымчане утверждают, что вода наполнила дом за 15 секунд. Выводов о причинах Симонян предпочитает не делать, хотя и отмечает, что за последние 150 лет, по рассказам старожилов, ничего подобного не было.
Ирина с мужем и детьми спрятались от воды на чердаке. «Моя пятилетняя дочка молилась и успокаивала меня, говорила «мама, не плачь», — рассказала она.
Наталья Морозова рассказала, что в ночь наводнения ужасно выли собаки. «Около 23.00 в комнату зашел муж и сказал, что на улице много воды и она все прибывает. Я начала собирать своих детей — трехлетнюю девочку и девятимесячного мальчика», — со слезами рассказала женщина. «За десять минут вода залилась в дом и поднялась по колено, потом по пояс и по шею. Мы не успели выйти из дома, и муж выплыл из окна с детьми на руках», — добавила она. Мать Натальи была на улице во время наводнения, она шла с работы домой.
«Я изо всех сил уцепилась за столбик и провисела на нем до половины седьмого утра, пока меня не сняли спасатели», — расплакалась женщина.
Среди погибших много молодых мам с грудными детьми, стариков и старух — они просто спали, когда их дома наполнялись водой. Тем, кто остался в живых, еще долго придется жить с незаживающей травмой. В Крымске рассказывают, что одна пожилая женщина выжила в затопленном доме. «Вода не дошла до потолка на 15 сантиметров, и пенсионерка всю ночь боролась за свою жизнь. К утру вода спала, она выжила.
Правда, теперь женщина никого не узнает и ни с кем не разговаривает», — говорят крымчане.
Все жители города в один голос заявляют, что перед наводнением никто никого не оповещал об опасности. Спустя сутки после катастрофы сложно говорить о том, что ситуация полностью стабилизировалась. Краснодарские спасатели, приехавшие на подмогу в Крымск, ругают местных эмчеэсовцев на чем свет стоит. «За сутки проехала только одна водовозка! Что это за безобразие?!» — возмущается начальник бригады из Краснодара Игорь Хохлов. Впрочем, местные спасатели говорят, что воды и еды предостаточно и помощь коллег из других регионов им не нужна. Сейчас в районе бедствия работает контингент МЧС порядка тысячи человек. Это спасатели из соседней Адыгеи, Москвы, Краснодарского края и Южного регионального центра МЧС в Ростове-на-Дону.
В настоящее время воду и еду крымчане могут получить в центре, у здания кинотеатра «Русь», где сейчас располагается штаб. Там же они могут выбрать себе одежду из огромных куч, разложенных на полу. За неимением отгороженного места мужчины и женщины примеряют вещи прямо в фойе рядом с очередью за едой. «Там выделяют сухой паек: один пакет на один дом», — рассказывает пострадавший Андрей. В пакете сгущенка, чай, булка, полуторалитровая бутылка воды, паштет, тушенка, сахар и макароны — все в одном экземпляре. Впрочем, от сухого пайка толку немного: у многих жителей Крымска все еще нет ни электричества, ни воды, с помощью которых можно сварить макароны. У некоторых теперь нет и дома. Сотрудники МЧС соорудили лагерь на тысячу мест для тех, кому негде ночевать.
Но покидать свои полуразрушенные или залитые водой жилища люди не хотят — боятся мародеров.
«Как выплачивать ипотеку? Где взять деньги? Как дальше жить?» — это наиболее частые вопросы, которыми задаются крымчане. В воскресенье с жителями города встретился губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Глава региона вышел на площадь у штаба. «Это беспрецедентная трагедия», — начал свою речь Ткачев, пояснив, что приехал в Крымск, чтобы разделить с ними их горе. Толпа молчала. Когда Ткачев отметил, что расследованием причин произошедшего будет заниматься комиссия, но в любом случае понятно, что «наиболее вероятным фактором стали ливневые дожди», из толпы раздались озлобленные крики: «Это вранье! Это вы спустили шлюзы!» Ткачев попытался успокоить разбушевавшуюся толпу, но никто не хотел его слушать — люди требовали, чтобы он сказал правду.
«Какой смысл мне вас обманывать? — дипломатически спросил губернатор. — Вы что, считаете, что это рукотворное дело?» «Да!!» — хором взревела толпа.
Ткачев попытался перевести разговор, но собравшиеся начали спрашивать, почему никто не знал о наводнении. «Всех оповещали, вы не слышали», — парировал Ткачев. «Вы хотите сказать, что если бы вас оповестили, вы бы встали и ушли?» — снисходительно усмехнулся он. «Да!» — ответила ему толпа. После этого губернатор переключил разговор на размеры компенсаций пострадавшим. Он создал независимую комиссию из пяти местных жителей из толпы. В воскресенье вечером вертолет отвез их к водохранилищу. Крымчане признаков сброса воды в водохранилище не обнаружили, но вопрос о причинах трагедии остается открытым.
«Буквально недавно министр МЧС лично совершил облет и осмотрел этот водоем с воздуха — там все нормально, — пояснил «Газете.Ru» первый заместитель начальника Национального центра МЧС России по кризисным ситуациям генерал-майор Сергей Мирошниченко. — Наводнение, накрывшее значительную часть города Крымска, — а еще следует отметить, что пострадали Геленджик и Новороссийск, — это следствие прошедших в горах сильных ливней. На эти районы за сутки выпала пятимесячная норма осадков. Так что ни о каком сбросе воды с Неберджаевского водохранилища речи быть не может». «Это действительно настоящая трагедия для жителей Крымска. Увиденное меня просто потрясло», — добавил генерал.