В Киргизии завершился судебный процесс по делу блогера Владимира Фарафонова. Во вторник Первомайский районный суд Бишкека вынес приговор Фарафонову, который обвинялся в разжигании межнациональной вражды. Судья Алмазбек Молдобаев признал блогера виновным, но, несмотря на ожидания самого Фарафонова и его адвокатов, выбрал одно из самых мягких наказаний из всех возможных: блогеру нужно будет выплатить штраф в размере 50 тысяч сомов, что эквивалентно $1063.
Ранее обвинение настаивало на восьми годах лишения свободы. Столь строгого наказания, по мнению киргизских прокуроров, блогер заслужил за свои статьи, в которых он критиковал действия властей страны: в частности, их миграционную политику, методы решения межнационального конфликта в Оше и дискриминационное, с точки зрения Фарафонова, отношение к русскоязычному населению.
Дата оглашения приговора Фарафонову переносилась несколько раз – из-за того, что блогер отказывался являться на заседания. Свое нежелание приходить в суд Фарафонов объяснял двумя причинами: опасениями за свою жизнь и жизнь своих близких и состоянием здоровья. Представитель Фарафонова Токтайым Уметалиева рассказала «Газете.Ru», что в адрес Фарафонова не раз поступали угрозы. К запугиванию, по ее словам, причастны активисты молодежного крыла пропрезидентской партии СДПК (Социал-демократическая партия Киргизстана) и лично бывший глава администрации президента Киргизии Эмиль Каптагаев, которого Фарафонов считает инициатором уголовного дела. После одного из заседаний неизвестные молодые люди, из обрывочных фраз которых Фарафонов сделал вывод об их причастности к СДПК, перегородили ему дорогу и пообещали, что блогер получит максимально возможное наказание (сам Фарафонов утверждал, что они говорили о «48 годах»). Во вторник Фарафонов опять не явился на заседание – и снова объяснил это опасением за свою жизнь и состоянием здоровья.
Судья решил огласить приговор без подсудимого.
Через адвоката Фарафонов передал свое последнее слово, которое он изложил письменно. «Впервые за много лет я оказался в логическом тупике и не могу найти ответ на один простой вопрос: для чего понадобились четыре месяца судебных разбирательств по делу. Очевидно, для того, чтобы показать, что в Кыргызстане действительно разжигают межнациональную рознь в СМИ. А это – нет, не газета «Алиби» и ей подобные, а Владимир Фарафонов в интернете, -— говорится в обращении подсудимого, которое цитирует агентство «Фергана». – Получается, что русскоязычные сайты не имеют права голоса даже в пределах российского информационного пространства. А кыргызские газеты, печатающие откровенно провокационные статьи, неприкосновенны. Защита свободы слова выродилась у нас в этносвободу исключительно своего слова вплоть до цензуры и запрета слов оппонентов под прикрытием обвинений в «экстремизме».
Материалы, которые послужили поводом для уголовного преследования Фарафонова со стороны Госкомитета национальной безопасности Киргизии (ГНБК), были опубликованы на сайте фонда «Русское единство». Изначально, рассказала Токтайым Уметалиева, КГНБ упоминало о нескольких десятках статей Фарафонова. Однако, говорит адвокат, названия статей, которые так не понравились киргизским властям, в ходе судебного процесса так ни разу и не прозвучали, а их количество в итоге сократилось до пяти. «Прокурор по большей части высказывал лишь собственное мнение о том, что он думает по поводу материалов, которые приписывались Фарафонову. Сам Фарафонов из тех текстов, которые были предъявлены в качестве доказательства его вины, своего в полной мере ничего не признал», — отметила Уметалиева.
Уголовное дело в отношении Фарафонова, возбужденное в сентябре 2011 года, строится в основном на филолого-лингвистической экспертизе, которую проводила Академия наук Киргизии.
Сам процесс, по словам Уметалиевой, проходил с многочисленными нарушениями. Суд, как она утверждает, неоднократно отклонял ходатайства защиты о приобщении к делу независимых филолого-лингвистических экспертиз, которые проводили специалисты киргизского Института языка и литературы им. Чингиза Айтматова и российская Академия наук. За Фарафонова во время судебного процесса заступался лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Жириновский гарантировал Фарафонову российское гражданство, работу и жилье в Москве, а сам процесс называл политическим и направленным против русскоязычного населения Киргизии. Кроме того, Жириновский пообещал, что в случае тюремного заключения Фарафонова партия будет настаивать на депортации всех киргизских мигрантов на родину. Эмиль Каптагаев тогда рекомендовал Жириновскому не влезать во внутренние дела Киргизии. «Суд над Владимиром Фарафоновым не был политизирован. После заявления Жириновского об угрозе кыргызстанским мигрантам из России я понимаю, что за Фарафоновым стоят конкретные политики России», — заявил Каптагаев. Российское посольство в Киргизии также выражало обеспокоенность в связи с угрозами, поступающими в адрес Фарафонова.