Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция) предлагает ограничить в праве выезда за пределы России граждан, нарушивших правила проведения перепланировки и переустройства помещений и не исполнивших решения суда об устранении нарушений. На сайте организации пишут, что эта мера повысит безопасность горожан: число жалоб на случаи незаконной перепланировки, представляющие серьезную угрозу безопасности жителей многоквартирных домов, неуклонно растет. Речь, в частности, идет о сносе несущих конструкций, вмешательстве в работоспособность вентиляции и других инженерных систем.
«По каждому подтвержденному факту Мосжилинспекция налагает на собственника помещения штраф и выдает предписание на устранение нарушений, — говорится в сообщении организации. — Однако есть случаи, когда владельцы квартир и нежилых помещений предписания не выполняют и для защиты интересов остальных жителей многоквартирных домов Мосжилинспекция вынуждена обращаться в суд».
Но и это помогает далеко не всегда: более 60% судебных решений не исполняются, несмотря на все усилия со стороны Федеральной службы судебных приставов (ФСПП).
Поэтому, «учитывая большой опыт ФССП в обеспечении исполнения решений суда, в том числе и с помощью таких мер, как ограничение права выезда за пределы Российской Федерации, Мосжилинспекция выступает с инициативой о применении подобного ограничения и в отношении нарушителей правил перепланировки и переустройства помещений», — говорится в сообщении.
Планируется, что предложения Мосжилинспекции ее начальник Олег Кичиков официально представит на ближайшем оперативном совещании в мэрии. Мосжилинспекция уже обсуждала этот вопрос с руководством города и ФСПП и встретила понимание, рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь организации Алексей Сенченко.
Как напомнил Сенченко, в настоящее время порядок перепланировки квартир в Москве существенно либерализирован. Осенью прошлого года вступило в силу постановление правительства Москвы № 508 «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах», которое значительно упростило процедуру согласования проведения ремонта.
Строительные работы, которые не затрагивают безопасность и качество условий проживания, были исключены из списка подлежащих согласованию.
В частности, не требуется согласовывать разборку ненесущих перегородок (кроме разгружающих), переустановку сантехники в санузлах и кухнях, остекление балконов, установку телеантенн и кондиционеров и даже оборудования, увеличивающего энерго- и водопотребление. Однако, облегчив жизнь добросовестным собственникам квартир, новый порядок не уменьшил количество случаев незаконного переустройства помещений, представляющих серьезную угрозу безопасности соседей.
По словам Сенченко, ежегодно в Мосжилинспекцию поступает до 15 тысяч обращений горожан, обеспокоенных активной строительной деятельностью в их домах.
Как правило, результаты этой деятельности сразу отражаются на соседних квартирах: из-за перекрытого вентиляционного короба повышается влажность, врезка в систему центрального отопления ради устройства «теплых полов» снижает температуру воздуха. Сигнализируют граждане и в случаях, когда из чьей-то квартиры мешками выносится строительный мусор.
До суда дело доходит примерно в тысяче случаев: в основном люди понимают, что должны восстановить нарушенные системы жизнеобеспечения, и делают это в добровольном порядке, говорит Сенченко. А вот судебные дела тянутся годами. «Сначала возникают трудности с доступом в квартиру, — рассказывает Сенченко. – Получить этот доступ наши инспекторы могут только по решению суда: мы же не полиция. Потом мы выдаем предписание, на выполнение которого отводится полгода (этот срок может быть продлен еще на несколько месяцев). И только после этого обращаемся в суд».
На выполнение решения суда отводится еще три месяца, и следить за этим приходится уже судебным приставам. По словам Сенченко, в настоящий момент имеется около 600 открытых в производстве дел. «Около 40% из них медленно, со скрипом, но выполняются, повлиять на остальные нет никакой возможности, — отмечает представитель Моссжилинспекции. – С одной стороны, их, может, и не очень много, но с другой, из-за них могут быть проблемы с безопасностью в 2% домов города. У Мосжилинспекции нет права ограничивать права граждан на выезд, и нам этого не нужно. Но опыт ФСПП показывает, что остановка на границе — очень действенная мера, а избежать проблем, связанных с выездом, позволит исполнение решения суда».
В настоящее время ограничение в праве выезда за рубеж применяется в отношении злостных неплательщиков долгов. Ежегодно Московское управление ФСПП не выпускает из страны несколько десятков тысяч москвичей, не желающих добровольно оплачивать долги.
По словам председателя комиссии Мосгордумы по законодательству Александра Семеннякова, согласно федеральному закону о порядке выезда и въезда в страну, беспрепятственно выехать за ее пределы могут только граждане, «не имеющие неисполненных обязательств на территории РФ, подтвержденных вступившими в силу судебными решениями».
Основанием для временного ограничения на выезд должников стал именно этот закон, пояснил депутат; кроме того, было заключено соответствующее межведомственное соглашение, утвержденное постановлением правительства, а в Кодексе об административных нарушениях прописаны различные виды санкций, в том числе обязанность устранить причиненный вред и прекратить противоправные действия. «Однако для понимания того, имеет ли здесь место неисполнение обязанностей, необходимо провести экспертизу этого закона», – считает депутат.
По словам управляющего партнера юридической компании «Добронравов и партнеры» Юрия Добронравова, предложенная Мосжилинспекцией мера очень действенная, справедливая и, укладываясь в рамки действующего законодательства, никак не нарушает прав граждан. «Запрет на выезд за рубеж подействовал отрезвляюще на многих должников по имущественным взысканиям, не платившим по исполнительным листам и никак не реагировавшим на приставов, — рассказал адвокат. — Неисполнение судебного решения по устранению последствий незаконной перепланировки также подпадает под этот закон. На добросовестных собственниках жилья это никак не отразится, а недобросовестные должны нести ответственность за свои действия».