В понедельник Следственное управление Следственного комитета по Башкирии сообщило о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленных сотрудников полиции, которые проявили халатность (ч. 3 ст. 293 УК РФ), проигнорировав заявление жительницы Уфы на своего сожителя. 28 февраля 26-летняя Татьяна Шувалова пришла в отдел полиции № 1 и написала заявление с требованием привлечь проживающего с ней 38-летнего Владимира Беляева к уголовной ответственности за нанесение ей ножевых ранений в январе этого года. Но полицейские, приняв от Шуваловой заявление, суть жалобы полностью проигнорировали. «Сотрудники полиции, получив заявление, должны были назначить проверку, — пояснили в СУ СК по Башкирии. — Проверка, как правило, длится от 3 до 10 дней, после этого полицейские должны решить, возбуждать уголовное дело или не возбуждать. Если времени не хватило, то проверку можно продлить. Ничего этого сделано не было, хотя все процедуры подробно прописаны в 144-й и 145-й статьях Уголовно-процессуального кодекса».
Халатность сотрудников отдела полиции № 1 Уфы обнаружилась только после того, как 16 июня, спустя полгода после ее жалобы, Татьяна Шувалова была обнаружена мертвой в собственной квартире.
Рядом с ней, как рассказали «Газете.Ru» в МВД по Башкирии, сотрудники полиции обнаружили трупы троих ее малолетних детей: двоих мальчиков и одной девочки 2, 3 и 4 лет от роду. Четвертый ребенок, пятилетняя девочка, была ранена, она выжила.
«О том, что в квартире что-то случилось, первым сообщил дежурный участковый: в полицию поступил звонок, что в доме у Шуваловой, вероятно, было совершено убийство. Уже на месте участковый встретил родственников женщины, которые сказали, что Шувалова могла быть убита», — рассказали в башкирском МВД. Когда участковый понял, что не сможет попасть в квартиру через дверь, он начал обходить соседей, попытавшись перелезть в дом к Шуваловой через балкон. «Перелезть у него не получилось, но он почувствовал странный запах. Было принято решение выламывать дверь. Для этого пришлось звонить в частную фирму, потому что сотрудники МЧС просьбу полицейских приехать проигнорировали. В квартире было обнаружено четыре трупа и один раненый ребенок», — отметили в республиканском МВД. Жалоб на семью Шуваловой и Беляева, говорят в республиканской полиции, до февраля не поступало: «Вызовов на квартиру не было».
По факту смерти Шуваловой и ее детей, скончавшихся от многочисленных ножевых ранений, следователи возбудили уголовное дело по ст. ст. 105 УК РФ (убийство).
В ходе расследования выяснилось, что Владимир Беляев убил Шувалову и троих общих детей еще 12 июня — за четыре дня до того, как полицейские обнаружили их тела.
Как заверяют в МВД, факт халатности со стороны сотрудников отдела полиции, куда жаловалось Шувалова, обнаружили после проведения внутренней проверки. 16 июня ее назначил лично глава МВД Башкирии Михаил Закомалдин. Одновременно министр уволил начальника ОП № 1, его заместителя, сотрудника следственного подразделения и руководителя уголовного розыска отдела «за грубое нарушение служебной дисциплины». «Материалы проверки и легли в основу уголовного дела, о котором сегодня сообщил следственный комитет», — отметил в МВД. Имена уволенных полицейских в МВД не назвали.
В республиканском СУ СК пока не готовы назвать имена подозреваемых. Там подчеркивают, что «в настоящее время проводятся следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления, а также лиц, причастных к совершению преступления». «Дисциплинарная ответственность — это одно, а определение ответственности в рамках уголовного дела — совсем другое. Пока дело возбуждено в отношении неустановленных сотрудников полиции, поскольку определяются непосредственные виновники», — отметили в управлении следственного комитета.
Однако, по данным «Газеты.Ru», возможными фигурантами уголовного дела могут стать начальник ОП № 1 Ильшат Газизов, его заместитель Олег Зулькарнаев, сотрудник следственного подразделения Ринат Андриянов и руководитель уголовного розыска отдела Роберт Мухамедяров.
Тем милиционерам, которым в итоге предъявят обвинение, будет грозить до семи лет лишения свободы.
Психологи согласны с выводами следователей. «Налицо безусловная халатность. Наши женщины, как правило, терпят до последнего и обращаются за помощью к посторонним людям в самых крайних случаях — если действительно стоит вопрос жизни и смерти», — отметила «Газете.Ru» психолог-консультант Анфиса Калистратова. По словам специалиста, больше всего обращений в полицию или социальные службы на насилие со стороны мужчин поступает в крупных городах — в провинции женщины стараются справляться своими силами. «Ими движет страх потерять видимую опору. Женщины, особенно если у них есть хотя бы один ребенок, выбирают то, что находится рядом: неизвестность всех пугает», — говорит эксперт. Калистратова убеждена, что российским полицейским следует внимательнее относиться к жалобам на насилие в семье, даже если речь идет о парах, страдающих алкоголизмом. «Вмешиваться не надо. Нужно просто жестко контролировать: нельзя подходить к дому ближе ста метро — значит, нельзя. В противном случае тюрьма», — пояснила психолог-консультант.