В понедельник президент Владимир Путин подписал еще один указ, освобождающий от должностей чиновников МВД России. На этот раз свой пост покидает начальник Главного управления собственной безопасности МВД России, генерал-лейтенант Юрий Драгунцов. О том, что он написал рапорт об отставке, стало известно еще в мае этого года: генерал тогда подтвердил свой уход и объяснил это тем, что «просто устал».
Известно, что в МВД Драгунцов пришел из ФСБ. В 2004 году он возглавил так называемое управление М ФСБ, курирующее милиционеров, а через два года был назначен главой департамента собственной безопасности МВД. Во время своей службы он завел в ГУСБ базу данных, в которую попадают все провинившиеся полицейские — от майора Евсюкова до экс-сотрудников ОВД «Дальний».
«Отставки вполне ожидаемые, — сказал «Газете.Ru» депутат Госдумы и член расширенной рабочей группы по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Александр Хинштейн. — Драгунцов подал рапорт сразу, как только был назначен новый министр».
Источник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах рассказал, что отставка Драгунцова связана с тем, что его управление отвечало за переаттестацию полицейских. «А то, что творится после переаттестации, все знают, — сказал он. — К нему много вопросов было. Подразделение вообще веселое было: оно занималось чем угодно, но только не тем, чем должно было».
Источник отметил, что свои полномочия во время переаттестации генерал якобы «использовал в своих интересах» (каких именно, собеседник, впрочем, не уточнил).
Депутат Хинштейн, в свою очередь, сообщил, что, по его информации, Драгунцов во время переаттестации «давал материалы в отношении тех или иных сотрудников».
Также вполне ожидаемой стала отставка начальника УМВД России по Рязанской области генерал-майора Анатолия Агошкова.
«В Рязанской области была служебная проверка, по результатам которой было рекомендовано снять его с должности», — пояснил источник в правоохранительных органах.
При этом, по его словам, Агошков не писал рапорта об отставке. Хинштейн же, наоборот, заявляет, что рапорт все-таки был. «Формально Агошков подал рапорт об увольнении сам, — сказал депутат. — Тем не менее мне известно, что он пытался любыми способами удержаться на своей должности. За него ратовала, в частности, Валентина Матвиенко (Агошков раньше работал в Санкт-Петербурге), но министр занял жесткую позицию».
Увольнение Агошкова эксперты связывают с последними скандалами в Рязанской области.
В апреле этого года следственные органы Следственного комитета (СК) России по Рязанской области предъявили обвинение начальнику местного УГИБДД УМВД Александру Алфосову по ч. 3 ст. 30, п.п. «б, в» ч. 5 ст. 290 УК (покушение на получение взятки, совершенное с вымогательством взятки, в крупном размере). По версии следствия, руководство областного УГИБДД принуждало подчиненных сотрудников выдавать «красивые номера» и водительские права за деньги, которыми они вынуждены были делиться с начальством. Алфосов был задержан при получении взятки в 500 тысяч рублей через своего подчиненного в своем служебном кабинете. Позже в отношении него было возбуждено еще одно дело по ч. 2 ст. 290 УК (получение взятки в значительном размере). С ноября по март 2012 года Алфосов получил от руководителя одной из строительных организаций взятку в размере 127 тысяч рублей за то, что выделил служебные автомобили для сопровождения крупногабаритного груза к месту строительства, полагают следователи.
Также было возбуждено дело против его заместителя Валерия Вышинского по ч. 3 ст. 290 УК (получение взятки за незаконное бездействие, в значительном размере). В январе 2012 года одному из предпринимателей грозила административная ответственность за рекламные конструкции, не соответствующие принятым стандартам. По версии следствия, за непривлечение бизнесмен заплатил Вышинскому 100 тысяч рублей. Помимо этого Вышинский подозревается в том, что получил от подчиненных около одного миллиона рублей за положительно оцениваемую ими сдачу экзаменов на водительские права.
Еще один приближенный Алфосова, имя которого не называлось, обвиняется по п.п. «б, в» ч. 5 ст. 290 УК (получение взятки, совершенное с вымогательством, в крупном размере). По версии следствия, с октября 2011 по февраль 2012 года обвиняемый требовал передавать ему ежемесячно по 50 тысяч рублей. Таким образом, ему было передано около 900 тысяч рублей.
В неприятной ситуации оказался и сам Агошков, попав 6 мая в Рязани в ДТП.
На перекрестке улицы Есенина и Окского шоссе столкнулись четыре автомобиля, за рулем одного из них находился Агошков. Никто из участников не пострадал. СМИ писали, что начальник УМВД был в состоянии алкогольного опьянения, однако ведомство официально заявило, что Агошков прошел медицинское освидетельствование и опьянение не зафиксировано, поэтому дело не было возбуждено.
Рапорт об отставке подал и первый заместитель начальника департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России Михаил Величко.
«Величко ушел с экс-министром Нургалиевым в Совет безопасности, — рассказал Хинштейн.
— При этом он не в кадрах МВД, а в кадрах ФСБ. Именно оттуда он был прикомандирован. Величко — это многолетний руководитель аппарата со времен, когда Нургалиев был еще первым заместителем министра. Первый, кто прошел переаттестацию в уже обновленной полиции из генералов, это был именно Величко».
Также в отставку отправлены начальник Центра специального назначения вневедомственной охраны МВД России, генерал-майор Сергей Голованов и начальник ГУ МВД России по Иркутской области, генерал-лейтенант Александр Обухов.
Чем они провинились, эксперты затрудняются ответить, но известно, что никто из них рапорт не писал. «С Обуховым, по-моему, нет никакой подоплеки. А по поводу Голованова, думаю, это отголоски всех последних скандалов с вневедомственной охраной», — сказал Хинштейн. Исполняющим обязанности начальника ГУ МВД России по Иркутской области уже назначен генерал-майор полиции Андрей Калищук.
Ранее, в субботу, в системе МВД произошли масштабные кадровые перестановки. Министр Владимир Колокольцев в понедельник представил новых назначенцев всему аппарату. «Определенный этап, связанный с реформированием, пройден, наступает время практических действий. Именно поэтому на должности заместителей министра и руководителей ключевых подразделений центрального аппарата назначены люди, имеющие большой опыт работы в правоохранительных органах, известные как крепкие профессионалы и практики», — отметил министр внутренних дел.