В пятницу, 15 июня вступили в действие новые Правила охоты, которые немедленно вызвали негодование защитников природы. Скандал возник вокруг пункта 53.1, который, как заявили экологические организации, разрешает браконьерство.
В первой версии Правил пункт запрещал «использование механических транспортных средств и любых летательных аппаратов для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи охотничьих животных».
Однако в окончательной редакции в нем исчезли слова «выслеживание», «преследование» и «поиск».
В настоящее время эта норма выглядит следующим образом: «при осуществлении охоты запрещается стрельба при нахождении в (на) механическом транспортном средстве, летательном аппарате». Исключение составляет остановившееся судно с выключенным мотором.
С резкой критикой выступили три экологические организации — Гринпис, Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Международный фонд защиты животных (International Fund for Animal Welfare — IFAW). Они заявили, что новые Правила «приведут к резкому росту браконьерства, в первую очередь в отношении редких и исчезающих видов животных, например, тигра, алтайского горного барана, снежного барса». «То есть стрелять с механических транспортных средств и воздушных судов нельзя, а преследовать и выслеживать добычу на них — теперь можно, — пояснил «Газете.Ru» Михаил Крейндлин, руководитель программы по ООПТ Гринпис России. — А ведь и вертолеты, и машины могут использоваться не только для доставки охотников или загона животных на стрелков. Например, один из самых эффективных способов браконьерской охоты на сайгаков, который привел в 70-е годы ХХ века к почти полному уничтожению этих животных — гон стада мотоциклистами. Животные бежали до тех пор, пока не падали замертво. При этом мотоциклисты не делали ни одного выстрела. Сейчас охотники на вертолетах гоняют стада баранов и других копытных в горах. Животные пытаются скрыться и падают в ущелья». Как добавил Крейндлин, скорее всего именно таким способом охотились чиновники на архаров на Алтае и сами потерпели крушение. 9 января 2009 года в районе горы Черная погибли семь человек, в том числе полпред президента России в Госдуме Александр Косопкин. Выжили три пассажира, а также второй пилот вертолета. Среди обломков вертолета была найдена туша горного барана архара. В суде обвинители заявляли, что организовать охоту на вертолете попросил полпред Косопкин, который лично участвовал в отстреле архаров.
«Кроме того, браконьеры используют транспорт не только для стрельбы, на машинах удобно загонять зверя на линию стрелков», — говорит Владимир Кревер, руководитель программы по сохранению биологического разнообразия WWF России.
Экологи добавляют, что запрет на выслеживание зверя с машин был одним из способов привлечения браконьеров к ответственности. «Раньше и без того было сложно доказать, что велась охота на машинах, — говорит Кревер. — Останавливают машину, а охотники говорят, что они всего лишь фотографировали. А чехлы на ружья накинуть — секундное дело».
Как пояснили «Газете.Ru» в Минприроды, раньше норма была жесткой, поэтому охотники опасались, что могут стать нарушителями.
Изменения были приняты для уточнения запрещающей нормы, говорят в Минприроды. «Это была жесткая норма, — сообщил «Газете.Ru» директор Департамента государственной политики и регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Антон Берсенев. — Понятия «выслеживание», «поиск» и «преследование» могут трактоваться очень широко. Даже простое передвижение по охотугодьям на снегоходе с ружьем и авиаучет с вертолета можно было приравнять к «поиску» и даже «преследованию». Поэтому многие охотники и охотопользователи выражали опасения, что могут стать нарушителями».
Представитель Минприроды подчеркнул, что запрет на охоту с помощью транспортных средств никуда не делся.
В статье 258 УК РФ говорится, что если охота идет «с применением механического транспортного средства или воздушного судна», то это уголовное деяние.
Экологи опасаются, что сейчас вспыхнет жестокое развлечение — преследование добычи на машине или вертолете, при котором участники не делают ни одного выстрела. Однако в Минприроды утверждают, что на подобное также найдется запрещающая норма. Как говорит Берсенев, о выслеживании и преследовании зверя говорится в пункте 51 Правил охоты. Он требует вести отлов и отстрел животных способами, не допускающими жестокого обращения с животными. А пункт 52 запрещает добычу животных, находящихся в беспомощном состоянии. «Теоретически, конечно вертолет, перевозящий охотников, может снизиться и гонять животных, но практически это все равно будет незаконная охота, так как животное находится в беспомощном состоянии», — пояснил Берсенев. Кроме того, сейчас Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы готовится ко второму чтению проект федерального закона «Об ответственном обращении с животными». Положения этого документа требуют гуманного обращения с животными и устанавливают административную и уголовную ответственность для нарушителей. Впрочем, когда он будет принят, еще не известно.
В итоге получается, что последнее слово остается за правоохранительными органами, которые должны ловить нарушителей и доказывать их вину.
«Конечно, надо будет доказывать факт незаконной охоты, но изменение нормы не повлияло на процесс сбора доказательств, — говорит Берсенев. — Все это вполне достижимо в рамках правового поля. Когда я работал охотоведом, в нашей практике был случай доказательства факта незаконной охоты с использованием вертолетов, только на основе улик и доказательств, собранных после содеянного (следов на снегу и оставленных браконьерами частей добытых ими лосей). В результате виновные в содеянном летчики и пассажиры вертолета были привлечены к уголовной ответственности».
Уменьшится ли у стражей порядка объем работы после введения новых правил или, наоборот, увеличится из-за расслабившихся охотников-нарушителей, покажет практика. Охотничий сезон начнется только в августе. Тем временем, в Минприроды согласны пересмотреть пункт, вызвавший негодование защитников природы. «Мы открыты для обсуждения и готовы рассмотреть предложения по изменению Правил охоты на ближайшем заседании Совета по охоте и охотничьему хозяйству Минприроды России», — добавил представитель министерства. По графику следующее заседание назначено на 10 июля, но в ведомстве готовы при необходимости изменить дату. Информация о дате заседания Совета будет размещена на сайте министерства в ближайшее время.
В Гринписе о предложении Минприроды собраться и обсудить новые Правила охоты узнали только от «Газеты.Ru». «Если это официальное приглашение, то мы, конечно, придем и будем требовать возвращения старой нормы», — сообщил Михаил Крейндлин.