В пятницу в Красноярском краевом суде начались прения сторон по делу криминального авторитета Владимира Татаренкова по кличке Татарин, обвиняемого в организации убийства двух человек. Суд начался год назад и тогда привлек большое внимание прессы. Сейчас зал заседаний пустует, пояснили «Газете.Ru» в прокуратуре Красноярского края. «Заседание проходит в открытом режиме, но в зале присутствуют только судья Андрей Артеменко, адвокат Татаренкова Танзиля Дубинникова, прокурор Жанна Волнистова и сам подсудимый», — пояснили в прокуратуре.
Выступивший прокурор попросил суд назначить подсудимому 15 лет лишения свободы.
«Ему дали 15 лет за два эпизода убийства, за двух потерпевших. По третьему суд принял решение о прекращении дела в связи с процедурными нарушениями при экстрадиции», — заявили в прокуратуре.
Полиция Греции задержала Татаренкова в 1999 году, обнаружив у него запасы оружия. Авторитет был отправлен в тюрьму на 14 лет. Греки согласились выдать России подозреваемого, но только после того, как он отбудет наказание у них. Однако к тому времени закончился бы срок давности по инкриминируемым Татаренкову преступлениям.
В 2010 году в запросе об экстрадиции было указано, что Татаренков обвиняется в организации умышленных убийств. По мнению следствия, он решил ликвидировать двух красноярских киллеров — Константина Войтенко и Алексея Наумова, которые, вероятно, получили заказ на убийство директора Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова, знакомого Татаренкова. Следствие квалифицировало действия Татаренкова по ч. 4 ст. 17, пп. «д», «з», «н» ст. 102 УК РСФСР — организация умышленного убийства двух лиц, совершенного способом, опасным для жизни многих людей, по предварительному сговору группой лиц. Обвинения в создании банды и бандитизме были сняты из-за истечения срока давности.
В августе 2010 года, когда авторитет был доставлен в Москву, следователи решили предъявить ему обвинение в третьем убийстве. Татаренков устранил конкурента из Москвы — столичного «авторитета» Владимира Мустафина, который претендовал на алюминиевые заводы, считали следователи.
Однако Татаренков потребовал снять с него это обвинение, заявив, что Греция выдала его для суда по двум, а не по трем убийствам.
По мнению следствия, речь в запросе шла только об обвинениях в организации умышленного убийства, а не о конкретных эпизодах. И, хотя третье преступление классифицировано по той же статье, суд пришел к выводу, что при экстрадиции были допущены процедурные нарушения, и снял с Татаренкова обвинение в ликвидации Мустафина.
Что касается двойного убийства Наумова и Войтенко, то ранее на суде Татаренков заявлял о своей непричастности. «Я готов оспаривать любые заявления обвинения, с которыми не согласен. Наумова убил сотрудник милиции, он стрелял по тем, кто за Наумовым гнался, промахнулся и убил. В этом преступлении обвинили Бакурова и дали пожизненное заключение. Сейчас обвиняют меня. Из дела пропали вещественные доказательства, а медицинская экспертиза сфальсифицирована», — утверждал подсудимый.
Следующее заседание по делу назначено на 21 июня. На нем суд заслушает позицию стороны защиты.
В 1994 году, когда произошли инкриминируемые ему убийства, Татаренков был одним из криминальных лидеров в Саяногорске. Установив контроль над территорией, он стал активно интересоваться алюминиевым бизнесом в Хакасии и Красноярском крае. В его поле зрения находился Саянский алюминиевый завод, ранее сообщила «Газете.Ru» старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета (СК) по Красноярскому краю Ольга Шаманская. В тот год 40-летний Татаренков создал группировку: в материалах дела банда проходила под названием саяногорская ОПГ. От главаря члены банды получили автоматы, боеприпасы и гранаты. Целью их деятельности было установление контроля над алюминиевым заводом, считают следователи.
С мая по июль 1994 года группировка убила восемь человек и тяжело ранила одного, говорили в Генпрократуре.
В прессе добавляли, что подручные Татаренкова дожидались своих жертв около их домов, сидя на лавочке и поигрывая автоматами.
Однако у лидера ОПГ возникли проблемы с Саянским алюминиевым заводом. Тогда его гендиректором стал 26-летний Олег Дерипаска. Попытки Татаренкова установить контроль над заводом привели к разгрому его банды сотрудниками правоохранительных органов. Оперативники задержали семь членов банды, но ее главарь смог улизнуть, переехав в Москву, а затем в Грецию. В 1997 году шесть членов ОПГ были осуждены на длительные сроки заключения, а седьмой — Сергей Бакуров — был приговорен к высшей мере наказания, замененной на пожизненное заключение.