Представитель Генпрокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков в четверг выступил с официальным заявлением, в котором рассказал о ходе расследования ЧП на погранпосту «Арканкерген» («Горный»). Он подтвердил распространённую накануне информацию о том, что единственный найденный живым пограничник — 19-летний рядовой Владислав Челах — признался в массовом убийстве и объяснил следователям, как расправился с 14 сослуживцами и егерем — тоже бывшим военным.
«В ходе допроса Челах признался в убийстве своих сослуживцев и Руслана Кима (егеря). Со слов Челаха, мотивом послужили внутренние конфликты и необъяснимое помутнение сознания», — заявил Суиндиков.
К четвергу в связи с массовым убийством на погранзаставе было возбуждено два уголовных дела. Челах является фигурантом дела, квалифицированного по пункту «а» части 2 статьи 96 Уголовного кодекса Казахстана (убийство двух и более лиц). Максимальное наказание — пожизненное лишение свободы.
Фигурантом второго дела стал начальник соседней пограничной заставы «Сары-Боктер» Алексей Фомин, в ведении которого находился и «Горный» (кстати, пограничники с «Сары-Боктер» в итоге и обнаружили трупы на пожарище).
По версии следствия, в период с 28 по 30 мая Фомин «умышленно скрыл отсутствие связи с пограничным постом «Арканкерген», не принял меры по установлению причин утери связи и ее восстановлению.
Согласно материалам дела, 10 мая военнослужащие 3-го пограничного отряда пограничной службы заступили на дежурство на временном пограничном посту «Арканкерген». Пост дислоцируется на высоте три тысячи метров в горах в Алакольском районе Алма-Атинской области, вдали от населенных пунктов, а потому выставляется только на летнее время. От «Горного» до ближайшего районного центра — города Ушарал — 224 км. В деревянной казарме поста расположились 15 военнослужащих: один офицер, трое контрактников и 11 военнослужащих срочной службы.
По данным следствия, 28 мая, в ночь массового убийства, Владислав Челах дежурил по казарме, а потому имел доступ к оружию сослуживцев. В пять часов утра, когда все пограничники, кроме него и часового, спали, он покинул казарму, обманом выманил часового за территорию поста и убил. Затем Челах вернулся в казарму и расстрелял девятерых спящих сослуживцев и тех, кто проснулся. «Отдельные бодрствовавшие сослуживцы при направлении на них оружия не воспринимали это всерьез», — заявили в Генпрокуратуре, подчеркивая, что в любом случае все жертвы Челаха на момент их убийства были безоружны.
Заметая следы преступления, рядовой пострелял из автомата с разных точек и разбросал по помещениям казармы патроны. Ранее в КНБ сообщали, что на пепелище были найдены искорёженные гильзы.
Облив бензином казарму и хозяйственные постройки, он поджег их, а затем сжег и тело часового, которое лежало за территорией поста.
Последним был убит егерь Руслан Ким, спавший в охотничьем домике в 150 метрах от поста. После этого, захватив с собой пистолет Макарова, принадлежащий командиру поста капитану Алтынбеку Керееву, и его ноутбук, а также продукты, мобильные телефоны и деньги некоторых сослуживцев, Челах переоделся в гражданское (одежду он также взял у Кереева) и пешком ушел в горы.
Двое суток спустя, 30 мая, из-за потери связи на пост был направлен пограничный дозор с заставы «Сары-Боктер». Но на месте поста «Арканкерген» тлело пепелище. Дозор обнаружил сгоревшие здания казармы, дома офицерского состава и хозяйственных построек. Об этом они доложили в отряд. К посту вылетел вертолет с оперативной группой. Прибывшие оперативники, следователи, прокуроры и начальство пограничной службы обнаружили под обугленными обломками построек останки 13 человек, тело егеря в охотничьем домике, а 1 июня на берегу протекающей рядом реки был найден труп часового.
С помощью ДНК-экспертизы удалось идентифицировать останки 11 военнослужащих.
На месте пожара члены межведомственной следственной группы нашли всё имевшееся в распоряжении пограничников оружие, за исключением командирского пистолета. В ближайшем ущелье также были обнаружены пять пропавших с погранпоста служебных лошадей. 4 июня пограничный наряд нашел и самого рядового на одной из горных зимовок. По данным Генпрокуратуры, Челах признался в убийстве сослуживцев и егеря в день задержания в присутствии адвоката во время допроса.
Он заявил, что действовал один, а на бойню его толкнули «внутренние конфликты и необъяснимое состояние помутнения сознания». С санкции суда Владислав Челах был арестован.
В ближайшее время пограничника отправят на психиатрическую экспертизу. «Сейчас проверяется достоверность показаний Челаха, в то же время признаков нападения на пост извне следствием не установлено. В рамках расследования проводятся исследования», — говорится на сайте генпрокуратуры. В прокуратуре подтвердили, что эксперты исключили факт употребления как пограничниками, так и егерем алкогольных напитков. Пожаротехническое исследования установило отсутствие очагов взрыва, а значит, вероятность применения взрывных устройств.
«Следственно-оперативные и поисковые мероприятия в районах, прилегающих к месту происшествия, продолжаются», — уточнили в генпрокуратуре. В пятницу минздрав Казахстана планирует завершить исследование останков погибших. 47-летний егерь уже похоронен, сообщило в четверг bnews.kz.
Неуставные отношения среди пограничников с самого начала рассматривалась как одна из основных версий происшествия, об этом говорил министр внутренних дел страны Калмуханбет Касымов. Однако в СМИ фигурировали и версии о внезапном нападении или случайном пожаре. Некоторые эксперты, выступающие в местной прессе, сомневаются в вине Челаха: они считают, что пограничник не мог в одиночку справиться с 15 взрослыми мужчинами.