Компания «Трансстроймеханизация», проводящая в Химкинском лесу подготовительные работы для строительства трассы Москва--Санкт-Петербург, готовит исковое заявление в суд в отношении активистов эколагеря. Как пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь ГУ МВД по Московской области Евгений Гильдеев, иск касается факта препятствования работе компании, который привел к простою техники и финансовым потерям. Работа была остановлена накануне, после того как защитники леса преградили дорогу к строительной площадке тяжелой технике и выяснение отношений между активистами и строителями переросло в потасовку.
Кроме экономических претензий от компании есть еще и заявление о нападении от водителя грузового автомобиля, отметил Гильдеев.
«Получивший телесные повреждения водитель подал заявление в один из городских отделов внутренних дел Химок и приложил справку из травмпункта» — рассказал он. Является ли пострадавший водитель сотрудником компании или работает в субподрядной организации, в полиции уточнить не смогли.
Одновременно в полиции начали проверку заявлений об избиении, поступивших от троих активистов. «Показательно, что только один из пострадавших является жителем Химок, — подчеркнули в пресс-службе. – Второй зарегистрирован в Мытищинском районе, а третий вообще из Чебоксар».
В движении в защиту Химкинского леса «Газете.Ru» сообщили, что избиты накануне были около десяти человек, но заявления в полицию с требованием о возбуждении уголовного дела подали те, что пострадали наиболее тяжело.
Активист движения с мытищинской регистрацией Семен Колобаев получил перелом нижней челюсти, у химчанина Евгения Власенко сломан палец руки. Приехавший поддержать химкинских активистов защитник Цаговского леса Иван Кузьмин из Жуковского (видимо, его приняли за чебоксарца, предположил один из активистов Сергей Агеев) получил черепно-мозговую травму.
Все они были избиты неподалеку от лагеря экологов при попытке проверить документы у строителей, рассказал Агеев. По его словам, в настоящий момент строители выполняют земляные работы, в частности прокладывают технологическую дорогу к дубраве (последнему невырубленному участку застройки), и несколько самосвалов вывозят верхние слои почвы с просеки. Между тем рядом с этим местом проложен газопровод высокого давления, и работать здесь на тяжелой технике нельзя: это может привести к взрыву, считают активисты.
«Разрешения на проведение работ у них не было, и они начали нас избивать, — рассказал Агеев. — Сначала бригадир «Трансстроймеханизации» стал жестоко избивать Семена Колобаева: все лицо у него было в крови. Подбежавшие на помощь товарищи оттащили озверевшего губителя леса, однако к нему «на подмогу» подошли еще 5 человек. Некоторых защитников леса (Веру Лаврешину, Сергея Агеева, Людмилу Щербатых, Галину Голубову, Олега Прокопича) «всего лишь» сильно поколотили и поваляли по земле.
Полиция повела себя как обычно — приехала с большим опозданием и отказалась задержать разбушевавшегося бригадира».
По словам Агеева, наибольшую жестокость проявил именно бригадир по фамилии Федоров. Защитники леса все это «так не оставят», пообещал Агеев, и доведут информацию не только до правоохранительных органов, но и до застройщика магистрали Москва — Санки-Петербург, французской компании Vinci. Видео избиений уже выставлены в интернете. Кроме того, рассказал активист, будет обращение и в «миграционную службу: по какому праву неизвестные люди без документов ведут работы в лесу и нападают на наших активистов».
В «Трансстроймеханизации» (структурном подразделении ОАО «Мостотрест») заявили, что генеральный директор в отъезде и без него никаких официальных комментариев относительно иска не будет. При этом, отметил представитель компании, «Трансстроймеханизация» является всего лишь подрядчиком строительства и при проведении работ ни на йоту не откланяется от подписанных в рамках договоров с Vinci документов.
В «Северо-западной концессионной компании» (ООО СЗКК), реализующей проект строительства скоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург на участке с 15 по 58 км, вероятность иска не исключают, рассказал «Газете.Ru» директор компании по связям с общественностью и маркетингу Сергей Ильинский. При этом в своем официальном заявлении ООО СЗКК «выражает глубокую озабоченность фактом нападения на сотрудников подрядной организации, осуществляющей строительные работы в полосе отвода на территории городского округа Химки», в результате которого «пострадавший строитель был вынужден обратится за медицинской помощью, а затем – с заявлением о нанесении побоев в органы правопорядка г. о. Химки».
Версия застройщика серьезно отличается от той, что представили граждане.
«3 июня 2012 года, около 18.20, группа неизвестных лиц предприняла попытку воспрепятствовать работам на территории строительства, блокируя движение специальной техники и тем самым грубо нарушая нормы безопасности при проведении строительных работ, — говорится в заявлении. — Нападавшие бросали камни, пытались разбить фары и зеркала заднего вида самосвалов, ломать «дворники», выпрыгивали на траекторию движения техники. Затем нападавшие стали ложиться на пути движения бульдозера. В момент нападения на объекте отсутствовали представители охранных организаций. Поэтому после неоднократных устных предупреждений об опасности для жизни и просьб покинуть территорию строительства сотрудник подрядной организации, ответственный за безопасность работ на объекте, был вынужден лично пытаться вывести людей из зоны движения техники. Однако неизвестные, не подчинившись требованию покинуть зону проведения работ, напали на строителя и, повалив его на землю, начали избивать, вследствие чего пострадавший был вынужден защищаться. Вызванные строителями на место инцидента сотрудники правоохранительных органов остановили нападавших».
Как считают в ООО СЗКК, целью произошедшего является «провокация на конфликт, а также распространением в СМИ ложной информации об избиении строителями трасы Москва – Санкт-Петербург участников движения «В защиту Химкинского леса».
По словам лидера движения «В защиту Химкинского леса» Евгении Чириковой, у защитников леса действует строгое правило: «Мы никогда не применяем насилие, а просто просим документы». К тому же активисты, среди которых много женщин и пожилых людей, заведомо слабее крепких мужчин-строителей, подчеркивает она.
Между тем, по словам Чириковой, ни у подрядчиков, ни у заказчиков проекта до сих пор так и нет реального разрешения на строительство. «Федеральный проект реализуется в отсутствие ключевого документа, — утверждает Чирикова. — Этим и объясняется ничем не спровоцированное насилие работников Роттенберга (совладельца ОАО «Мостотрест», давнего друга Владимира Путина) в отношении людей, которые, руководствуясь 68-й статьей закона об охране окружающей среды, просят предъявить разрешение на работы в лесу».
Отсутствие «ключевого документа» Чирикова объясняет «обычной чиновничьей трусостью», так как по действующему закону строить автодорогу через лес при наличии альтернативных вариантов нельзя. «Проект изначально напрямую нарушал действующее законодательство, и по ходу дела им пришлось даже это законодательство менять, — напоминает Чирикова. – В таких случаях проектная документация или вообще отсутствует, или делается с грубыми нарушениями. Как нам удалось выяснить в прошлом году, разрешение, подписанное заместителем министра транспорта, было поддельным. Мы обратились в правоохранительные органы, но реакции, естественно, не последовало. И сейчас никто не хочет на себя брать реальную ответственность: Левитин ничего не подписывает, Путин тоже не очень-то пытается засветиться по этому проекту (мы уже показали, что все это делается в интересах его друзей)».
При этом, отмечает Чирикова, высокопоставленные чиновники «подставляют» простых рабочих.
«Рабочих просто натравливают на нас, говорят: «Вот они мешают вам зарабатывать», — говорит Чирикова. – Их сознательно ставят в такие условия, набирая из регионов, где люди денег не видят. Мы же разговариваем со строителями, и некоторые из них так и говорят: «Мне тут обещали 80 тысяч рублей — да я за эти деньги вас тут всех просто убью».