В понедельник в Таганском суде 36-летний уроженец Ростовской области Андрей Бородин напал на федеральную судью Елену Иванову, которая 19 апреля продлила срок содержания под стражей трем участницам группы Pussy Riot. Около 11.00 мужчина спокойно прошел в здание суда, несмотря на то, что на входе в суд стоит металлоискатель, рядом с которым сидят судебные приставы.
Небольшой топор он пронес в черной кожаной папке для бумаг, которую держал в руках.
Приставы, очевидно из-за отсутствия в этот день громких процессов, досматривали входящих в здание небрежно, не обращая внимание на сигналы металлодетектора. (Однако, как позже заявила пресс-секретарь Таганского суда, Бородин прошел досмотр, но металлоискатель не сработал). Возле кабинета судьи, расположенного на первом этаже, сразу направо от входа, была очередь. На 14.00 у Ивановой был назначен процесс по уголовному делу, но с утра она рассматривала жалобы по мелким правонарушениям. Мужчина среднего роста, с короткой стрижкой и проседью в волосах, с виду похожий на военного, сел на скамейку. Было заметно, что он немного нервничает. «Подскажите, пожалуйста, как мне попасть к судье — подать ходатайство?» — вежливо поинтересовался Бородин у посетителей и поблагодарил их, когда ему рекомендовали сначала пройти в канцелярию. Человек с папкой ушел в соседнее здание, где расположена канцелярия по уголовным делам. Вскоре он вернулся, сказав, что его отправили назад «к секретарю» и попросил разрешения зайти в кабинет к судье лично в перерыве между заседаниями. Очередь была не против.
Посетитель тихо проскользнул в кабинет судьи, вскоре после этого один из находившихся в коридоре обратил внимание соседей на какие-то приглушенные крики, доносившиеся из-за двери.
Посетители прислушались, распахнули дверь — и услышали женский визг, исходящий из совещательной комнаты судьи, которая находится в дальнем углу зала. «Ребята, что вы стоите? У вас, кажется, судью убивают!» — громко сказал один из посетителей судебным приставам, спокойно стоявшим снаружи. Один из охранников не спеша направился к кабинету Ивановой, но когда подошел поближе и услышал вопли, ринулся внутрь спасать судью. За ним побежали еще четверо приставов. Через несколько минут они впятером выволокли дебошира в наручниках и усадили его тут же в коридоре до приезда полиции. Позже один из приставов вынес маленький топор. Вид у задержанного был спокойный, даже довольный.
Прокуроры, приставы и прибывшие полицейские столпились вокруг задержанного. Оперативник поинтересовался, кто из присутствующих видел сам инцидент в кабинете судьи.
— Я его брал! — отозвался пристав у входа.
— А кто топор-то проспал? — съязвил один из очевидцев.
Через некоторое время к очереди вышла секретарь судьи.
— Видите, что произошло? Человека чуть не зарубили! Подождите пока, сейчас разберемся, — объяснила она ситуацию.
Кто-то из работников суда сказал, что Ивановой уже вызвали «скорую помощь». «Судья цела, просто у нее шок, понятное дело», — заметил в ответ один из охранников. В итоге медицинская помощь Елена Ивановой действительно не понадобилась. Через двадцать минут после нападения она пригласила тех, чья очередь подошла, к себе в кабинет — и при общении с посетителями держала себя максимально невозмутимо.
Как сообщили в пресс-службе Следственного комитета, житель Москвы Андрей Бородин ворвался в кабинет судьи с требованием освободить участниц панк-группы Pussy Riot и пытался нанести ей удар топором.
«Судья оказала Бородину сопротивление. Услышав крики потерпевшей о помощи, судебные приставы пресекли противоправные действия Бородина, — говорится в сообщении СК. — По предварительным данным, мужчина не находился в состоянии алкогольного опьянения».
Возбуждено уголовное дело по ст. 295 УК (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие). Максимальное наказание по этой статье — пожизненное заключение. В ближайшее время Бородину будет предъявлено обвинение.
О том, что Бородин напал на судью с требованием освободить Pussy Riot, защитники арестанток из панк-группы верить поначалу отказывались. «Первое, что приходит в голову, — это психически нездоровый человек, и необходимо провести медицинское освидетельствование, — сказала «Газете.Ru» адвокат одной из них, Виолетта Волкова. — Думаю, правоохранительные органы как раз этим займутся. Второй вопрос, который возникает, — куда смотрели судебные приставы? На входе в Таганский суд есть рамка и там сидит не один пристав, а несколько. Это некачественная работа службы охраны». «В отношении таких людей должно быть жесткое наказание, либо, в зависимости от психического здоровья, он должен быть помещен в психиатрическую больницу, — считает Волкова. — Это дело ранее вела судья Светлана Александрова, но на нее никто не нападал. Я считаю, что это мог сделать только психически нездоровый человек. Более того, это может быть провокация, потому что это влияет на общественное мнение, и такими выходками невменяемых граждан создается не самое хорошее впечатление. Такого быть не должно: судьи неприкосновенны независимо от того, какие решения они выносят».
В понедельник вечером Хамовнический суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия об аресте Бородина до 23 июня 2012 года.
Заседание началось после 21.00. В зале было много судебных приставов, Бородина сопровождал конвой с автоматом. На суде выяснилось, что напавший на судью родился в Ростовской области, где до сих пор живут его родители. Сам он зарегистрирован в Москве, не женат, детей у него нет и он нигде постоянно не работает (по признанию Бородина, он живет на пенсию родителей).
Как сообщил его адвокат Шафаят Саламов, сам подсудимый полностью признал свою вину и, в отличие от своего защитника, не возражал против ареста. Саламов рассказал, что его подзащитный не состоит на учете в психдиспансере. «Он решил пойти против системы, беззакония, которое творится в судебной системе», — прокомментировал юрист поведение Бородина. Суд был быстрым. Задержанный вел себя тихо. Когда судья удалился, чтобы принять решение, он встал, потирая руки, с непривычки затекшие в наручниках. Спустя несколько минут, около ближе к 22.00, судья вернулся в зал и отправил Бородина под арест.