Закрытое меньше месяца назад дело в отношении бывшего руководителем ГУП «Московский метрополитен» Дмитрия Гаева направлено на дополнительное расследование. Замгенпрокурора Виктор Гринь в среду отменил постановление Следственного департамента МВД о прекращении уголовного дела в отношении экс-начальника метро, сообщила официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.
23 марта этого года Следственный департамент МВД прекратил уголовное дело о присвоении бывшим главой столичной подземки 112 млн рублей. «Дело закрыто в связи с отсутствием в действиях Гаева состава преступления», — поясняли тогда в полиции. Сам Гаев через своего адвоката Рубена Маркарьяна сообщал, что не намерен обращаться с иском в суд на основании незаконного уголовного преследования.
«Генеральная прокуратура установила, что постановление о прекращении дела является незаконным», — заявила Гриднева.
Из материалов дела следует, что в 1997 году ГУП «Московский метрополитен» в соответствии с заключенными договорами получил оборудование и внедрил автоматизированные системы оплаты проезда в подземке с применением магнитных билетов. 16 января 1998 года Гаев направил заявку, а затем получил патент на изобретение автоматизированной системы оплаты проезда. «Патент Гаев получил не на предприятие, как предусмотрено патентным законодательством, а на себя, как физическое лицо», — уточняют в Генпрокуратуре. Таким образом, он получил возможность извлекать личную прибыль от использования этой системы в качестве авторских отчислений. А поскольку Гаев, как начальник метрополитена, участвовал в реализации договоров, пользуясь служебным положением, он заключил лицензионный договор на использование системы и с 1999-го по 2010 год. Сделка принесла ему за все 11 лет 112 млн рублей авторских вознаграждений, установила Генпрокуратура.
Спор правоведов и правоохранительных ведомств свелся к тому, законными были авторские отчисления или нет. По мнению следователя из МВД, прекратившего дело, заключение Гаевым лицензионного договора и получение 112 млн рублей в виде вознаграждения не противоречит действующему законодательству.
«Дело Гаева является уникальным, оно одно из первых в области авторского права. Следственным департаментом было проведен десяток экспертиз, как независимых, так и внутриведомственных. Все эксперты пришли к выводу, что Гаев закон не нарушал», — сказали «Газете.Ru» в Следственном департаменте МВД.
К противоположному выводу пришли эксперты Генпрокуратуры. «Как установлено патентной экспертизой, действия Гаева по получению патента и заключению лицензионного договора противоречат законодательству. Имеют место и другие нарушения при принятии решения о прекращении уголовного преследования Гаева», — сообщила представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.
По мнению адвоката Гаева Рубена Маркарьяна, никакой сложности в вопросе о правах Гаева на вознаграждение в 112 млн рублей нет. Следователи, возбудившие уголовное дело в отношении экс-начальника метрополитена, путают внедрение оборудования с его изобретением, считает Маркарьян. Ранее он пояснял РИА «Новости», что изобретенная «Автоматизированная система оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте» и система оплаты проезда с применением магнитных билетов, которая заработала в метро в 1997 году — не одно и то же. «А за внедрение изобретения его создателю в любом случае нужно заплатить», — сделал вывод защитник.
Уголовное дело в отношении Гаева впервые было заведено 23 марта 2011 года по ч. 1 ст. 201 УК (злоупотребление полномочиями). Тогдашний мэр Юрий Лужков просил провести прокурорскую проверку, касающуюся присвоения руководителем столичной подземки изобретений. Но всерьез надзорное ведомство взялось за Гаева уже после отставки Лужкова. В октябре 2010 года Сергей Собянин потребовал от Генпрокуратуры разобраться в том, как предприятие использует субсидии на развитие метро. Новый мэр, поставивший в качестве главной задачи борьбу с пробками, усомнился, что из бюджета деньги на строительство новых линий метрополитена используются эффективно. Одновременно мэр инициировал проверку работы метрополитена Счетной палатой.
На проверку последних 10 лет работы ГУП прокурорам потребовалось полтора месяца — ведомство поставило перед Собяниным вопрос об увольнении главы столичной подземки.
Прокуратура указывала, что у Гаева есть «корыстный интерес» и он присваивает чужие изобретения. Также прокуроры установили, что с 2000 года руководство метрополитена ежегодно без согласия столичного правительства сдавало в аренду помещения, кроме того, ГУП не оформил право хозяйственного ведения на 71 станцию и почти две сотни перегонов, заявили в прокуратуре. А 34 земельных участка, по данным ведомства, предоставленных подземке в аренду, до сих пор не поставлены на кадастровый учет, из-за чего не регистрируются и договоры аренды.
6 февраля 2011 года Счетная палата объявила о завышении смет в метро на 225%. Завышались расходы по сметам на строительство. При ремонте путей в московском метро было выявлено завышение по зарплате в два раза — на 25 млн рублей.
На следующий день Гаев был уволен с должности с формулировкой «по собственному желанию».
А 18 февраля Генпрокуратура подняла вопрос об уголовном преследовании Гаева, возглавлявшего метрополитен с 1995 года. Ведомство направило в следственный комитет МВД материалы проверки. 24 марта следователи МВД прислушались к коллегам и возбудили дело.