В четверг вечером в федеральном суде Нью-Йорка судья Шира Шейндлин вынесет приговор торговцу оружием Виктору Буту. Шейндлин рассмотрит три варианта приговора для торговца оружием, сообщает Associated Press.
Адвокат россиянина будет настаивать, чтобы с россиянина сняли обвинительный вердикт, департамент по контролю за наказаниями рекомендует отправить Бута в тюрьму на 30 лет, а прокуратура добивается, чтобы Бут остался за решеткой до конца своих дней.
Защита Виктора Бута делает акцент на том, что их подзащитный на самом деле политический заключенный. Причем они утверждают, что политзаключенным Бут стал, когда сотрудники Управления по борьбе с наркотиками США уговорили его прилететь в Таиланд, где он и был арестован американскими спецслужбами в марте 2008 года. После экстрадиции в США Бута обвинили в поставках оружия повстанцам в Южной Америке.
«Неутомимое преследование Виктора Бута и намерение сфабриковать уголовное дело против него — это результат злого умысла и политики Белого дома, — написал адвокат Бута Альберт Даян в последнем письме судье Шире Шейндлин.
Кроме этого Даян заявил, что обвинения прокуроров строились на основании «ужасного непростительного поведения правительства». Также адвокат Бута утверждает, что на самом деле с Бутом работало американское правительство. По его словам, в конце 2003 года американцы заказали компаниям, которыми руководил Бут, палатки, еду и прочие вещи, необходимые американским солдатам, которые участвовали в военной компании в Ираке.
Даян в письме объяснил, что, когда об этих «постыдных планах» стало известно, американцы решили арестовать Бута, чтобы таким образом отомстить за неудавшееся сотрудничество.
В то же время прокуроры уверены, что Виктор Бут не достоин большего, чем провести остаток своей жизни за решеткой, поскольку он «без колебания и с пугающей скоростью» согласился на поставку «поражающего воображение арсенала оружия», в том числе сотен ракет «земля — воздух», пулеметов и винтовок для террористической группировки, которая намеревалась убивать американцев в Колумбии.
«Хотя Бут всегда характеризует себя как «всего лишь бизнесмена», он был бизнесменом самого опасного рода», — заявили прокуроры в коммюнике.
«Межнациональные преступники, которые, как Бут, готовы, хотят и могут вооружать террористов, превращают своих нетолерантных покупателей в окончательных преступников, которые представляют собой самую большую опасность для общества», — утверждает сторона обвинения. Прокуроры уверяют, что оружие, которое продавал Бут, усугубляло конфликты в горячих точках.
Сам Бут свою вину отрицает и утверждает, что он сидит по политическим мотивам. В своем интервью радиостанции «Голос России» Бут назвал судебный процесс «лицемерием», а себя — трофеем для США. «Я для них как загнанный олень, которого они убили и хотят фото дикого животного, чтобы повесить у себя на кухне и показывать детям», — заявил Бут.
«Если вы считаете, что это правильно — сажать человека за то, что он сказал что-то и даже ничего не сделал, — это уже двойные стандарты. Это лицемерие», — добавил он.
В России Бута ни в чем не обвиняют, а МИД России считает, что власти США предоставили слишком мало свидетельств вины россиянина.
Оглашение приговора изначально было запланировано на 12 марта, но откладывалось дважды по просьбе адвокатов Бута. Защитникам требовалось время, чтобы подготовить ходатайство о снисхождении к подсудимому в адрес стороны обвинения.
Бут находится в тюрьме США с 2008 года, когда его экстрадировали из Таиланда по обвинению в сговоре с террористической группировкой FARC и намерении поставлять им оружие. За время судебного процесса состоялись несколько слушаний об изменении меры пресечения для заключенного в одиночную камеру Бута. Адвокаты настаивали на том, что в «одиночках» содержат только террористов, обвинители парировали, что Бут чрезвычайно опасен для общества и в силу своего ума может отрицательно повлиять на других заключенных. Когда защитники обращали внимание на то, что Виктор Бут не видит из своего окна даже рассветов, руководство тюрьмы возражало, что в камере есть все удобства и даже стул. Тем не менее в феврале судья Шира Шейндлин приняла решение о переводе россиянина в камеру общего режима.