Военные следователи выясняют подробности произошедшего на Белогорском стрелковом полигоне в Амурской области. Накануне во время учений там погиб офицер. «Солдаты из войсковой части № 53790 принимали участие в занятиях по огневой подготовке и практическому выполнению метания ручных гранат из положения стоя», — сообщили «Газете.Ru» в Следственном комитете.
Когда очередь дошла до 19-летнего Максима Журавлева, произошло ЧП. «Военнослужащий неудачно метнул гранату РГД-5, в результате чего она, попав в передний бруствер (земляную насыпь на наружной стороне окопа. — «Газета.Ru»), ограждавший огневую позицию, отлетела обратно», — пояснили в ведомстве.
Старший на учебном месте — командир батальона связи майор Сергей Солнечников — оттолкнул рядового в сторону и закрыл собой гранату.
31-летний майор погиб на месте. Ему пытались оказать медпомощь, однако он скончался от многочисленных ранений. Тело офицера направлено для проведения судебно-медицинской экспертизы. Следователи добавляют, что в ближайшее время будут назначены ряд криминалистических экспертиз, а также военно-уставная.
В отношении солдата-срочника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 349 УК (нарушение правил обращения с предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшее по неосторожности смерть человека).
По этой статье ему грозит пять лет лишения свободы. По сообщениям СМИ, в настоящее время Журавлев госпитализирован с нервным срывом.
Военные следователи допрашивают руководителя учений, а также военнослужащих, находившихся неподалеку от места трагедии. Однако пока единой картины того, что произошло на полигоне, у следователей не складывается. «Очевидцы описывают увиденное по-разному. Нужно сопоставить их показания и прийти к единому знаменателю», — сказал «Газета.Ru» представитель Военного следственного управления Следственного комитета России Сергей Жуков, не вдаваясь в подробности. Он добавил, что результаты предварительного расследования могут стать известны в пятницу.
Майор Сергей Солнечников родился в городе Постдам (Германия), по предварительным данным, он из военной семьи. «Это был грамотный и перспективный командир, положительно характеризовался по службе, пользовался авторитетом как у командования, так и у подчиненных», — сказал «Газете.Ru» начальник пресс-службы Восточного военного округа Министерства обороны России Александр Гордеев. Он добавил, что командование Восточного военного округа поможет семье майора.
Молодые люди, проходившие службу в воинской части № 53790, с теплотой вспоминают майора Солнечникова.
«Он был ротным у моего друга, к своим относился с точки зрения дисциплины, но всегда разговаривал как человек, то есть мог поговорить с рядовым на равных, — рассказал «Газете.Ru» житель Тольятти Марк Кашин. — Я служил в 2009 году. Тогда еще была не бригада, а полк связи. И Солнечников — он тогда был еще капитаном — стал командиром роты. Лично у меня он был первым командиром на сборах. Сразу были положительные впечатления. Вопрос задашь — он всегда ответит, все расскажет, объяснит. Все к нему с уважением относились и после службы только хорошими словами вспоминали».
Между тем бывшие военнослужащие отмечают, что во время их службы на учениях никогда не использовали боевые гранатами.
«За нашу службу подобных учений не было ни разу, были только у офицеров и прапорщиков, и то они метали учебные гранаты. Боевые за мою службу ни разу не метали, а уж тем более срочники», — заявил Кашин. «Я служил в 2010 году, у нас тоже не было учений с гранатами, но я тогда был водителем, — сообщил «Газете.Ru» житель города Омский Алексей Колесников. — Мы готовились к учениям «Восток-2010». Может быть, сейчас что-то изменилось». Бывшие солдаты говорят, что боевые гранаты в части, конечно, были, но без свободного доступа. «У нас в казармах были автоматы и патроны к ним, но не гранаты», — добавил Кашин.
Военные говорят, что использование боевых гранат на учениях — обычная практика и в данном случае практические занятия проходили по плану.
«Это были плановые занятия по боевой подготовке», — подчеркнул Гордеев. Он отметил, что солдаты в соответствии с планом сначала кидают учебные гранаты и при положительных оценках пробуют метать боевые. Произошедшее с офицером он считает несчастным случаем. Военные следователи подтверждают слова Гордеева. «Рядовой Журавлев сначала должен был пройти процесс подготовки, сейчас выясняем, прошел он его или нет», — добавил «Газете.Ru» представитель Военного следственного управления Следственного комитета России Жуков.