Минздравсоцразвития подготовило поправки в Трудовой кодекс, согласно которым работодателям будет запрещено увольнять многодетных отцов, если они являются единственными кормильцами в семье. Как объяснили в пресс-службе ведомства, в проекте Федерального закона «О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса» речь идет о невозможности расторжения трудового договора с отцами многодетных семей, в которых воспитываются дети до 14 лет, при этом как минимум один ребенок не достиг трехлетнего возраста и мать детей не работает.
Согласно действующей редакции Трудового кодекса (часть 4 статьи 261), по инициативе работодателя нельзя уволить женщин, чьим детям нет трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка, которому не исполнилось 14 лет, или ребенка-инвалида (до 18 лет). Предлагаемые сейчас изменения не только являются мерой социальной защиты семьи, но и «устраняют неравенство в предоставлении гарантии при расторжении трудового договора работникам-женщинам и работникам-мужчинам», уточняют в Минздравсоцразвития. Кроме того, новая норма соответствует положениям Конституции и ратифицированным Россией международным правовым актам.
15 марта законопроект был «в основном» одобрен российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, рассказали в пресс-службе. Но пока документ не внесен в Госдуму, поэтому у сторон (правительство, РСПП и профсоюзы) есть время прислать свои предложения и замечания. Рассмотрение законопроекта в Госдуме планируется в нынешнюю сессию.
По мнению председателя комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Мосгордумы Михаила Антонцева, законопроект поддержат и региональные, и федеральные законодатели. «Мы часто говорим о гендерных проблемах, подразумевая, что это проблемы женщин, — отмечает Антонцев. — В данном случае подошли с других позиций: в Трудовом кодексе есть статья, запрещающая увольнять одиноких матерей, но ничего не сказано об отцах — единственных кормильцах и гарантиях их прав».
«Нарушение равноправия в этом вопросе усмотрел Конституционный суд (КС), во исполнение решения которого и был разработан этот проект», — напомнил Антонцев.
В конце прошлого года КС наложил запрет на увольнение по сокращению штатов многодетных отцов, на попечении которых находятся дети в возрасте до трех лет и неработающая жена. Статья 261 Трудового кодекса, косвенно позволявшая такое увольнение, была признана частично противоречащей Конституции. Прецедент создал выигравший дело в КС многодетный отец, москвич Алексей Остаев, работавший главным художником в издательской фирме «Логос-Медиа». После кризиса 2008 года руководство компании занялось оптимизацией бизнеса, следствием чего стало массовое сокращение штатов. Летом 2010 года под сокращение попал и Остаев. На тот момент у него уже было трое детей — дочери 7 и 12 лет и пятимесячный сын.
После сокращения Остаева многодетная семья лишилась основного источника доходов. В судах общей юрисдикции, где Остаев пытался оспорить свое увольнение, ему отказали: защищены законом в подобной ситуации только женщины. То есть если бы с детьми сидел Остаев, а работала его жена, то уволить ее по сокращению штатов было бы невозможно. Усмотрев в этом явную несправедливость, он подал жалобу в КС. Остаев ставил проблему несколько шире своего конкретного случая, указывая на несоблюдение принципа «гендерного равенства». Он ссылался на международные нормы, утверждая, что российский ТК противоречит Конвенции о трудящихся с семейными обязанностями, принятой Международной организацией труда в 1981 году и ратифицированной Россией в конце 1990-х.
Судьи КС, хотя и приняли в целом сторону заявителя, ограничились признанием того, что нормы ТК ущемляют права многодетных семей, в которых, как правило, мать не работает из-за необходимости ухода за детьми. Поэтому принятое решение решает довольно узкую и конкретную ситуацию, и обязанностью законодателя после постановления КС была лишь необходимость прописать в законе эту ситуацию.
Однако, как подчеркнул тогда председатель КС Валерий Зорькин, решение суда никак не ограничивает законодательную власть в желании ввести какие-либо дополнительные меры поддержки многодетных семей или родителей с малолетними детьми.
Впрочем, представитель Совета федерации в КС Елена Виноградова обратила внимание на то, что даже это решение КС налагает дополнительную нагрузку на бизнес, так как появляется еще одна «сложная» категория работников, требующая особого отношения. Если для крупного бизнеса это не будет иметь большого значения, то для мелких предпринимателей может оказаться серьезной проблемой, считает Виноградова.
Эксперты-демографы, наоборот считают, что Госдума демонстрирует «суперэкономный подход». «У нас защита интересов предпринимателей ставится превыше всего, — говорит профессор Института экономики РАН, специалист в области социальной политики и уровня жизни населения Людмила Ржаницына. — Поэтому в ТК до сих пор нет категории работников — многодетных матерей. При этом меня поражает «комплексность» нашего законодательного поля. Вместо принятия принципиального решения о предоставления более благоприятного режима работникам, имеющим детей, депутаты лишь реагируют на решения КС по конкретным случаям.
Если законодатель ждет, когда его лягнет КС, это не законодатель».
По словам Ржаницыной, хочется надеяться, что это решение КС станет поводом посмотреть на проблемы многодетных семей в плоскости трудовых отношений. «Не надо надеяться на мигрантов. Опыт всего мира доказывает, что свое население все-таки лучше», — отмечает эксперт.
Впрочем, по словам Антонцева, «хорошо, что равноправие будет соблюдено хотя бы в букве закона», однако далеко не все работодатели выполняют и имеющиеся требования Трудового кодекса. «Я знаю и положительные примеры, когда многодетным родителям московскими предприятиями предоставляются дополнительные, не предусмотренные законом меры поддержки, но отрицательных примеров гораздо больше», — рассказал депутат.
Об этом же говорят и результаты официальных проверок.
Как рассказал «Газете.Ru» заместитель руководителя Роструда Андрей Селиванов, «наиболее типичными нарушениями законодательства, выявленными государственными инспекторами труда в ходе проведенных в 2011 году проверок, являются нарушения порядка расторжения трудовых договоров с беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, а также матерями, которые одни воспитывают детей в возрасте до 14 лет». То есть все той же статьи 261 Трудового кодекса.