— Алексей Владимирович, возможно ли сейчас предположить, кто будет новым главой Коптской православной церкви?
— Давать какие-то прогнозы сейчас бесполезно, это тема дальнейшего выборного процесса.
— Насколько это длительный процесс?
— В среднем, он длится три месяца. Все это время церковью управляет местоблюститель. Сейчас им стал епископ провинции Бухейра Пахомий.
— Правда ли, что глава Коптской православной церкви в основном выбирается из монахов?
— Да, обычно это так. По крайней мере с нынешним папой было так. Его выбирали в 1971 году: он был не просто иноком, монахом, но и достаточно крупным богословом коптской церкви.
— Означает ли это, что епископ возглавить коптскую церковь не может?
— Все зависит от того, кого выберет народ. Существует двухступенчатая система выборов. Она предполагает, что в выдвижении и обсуждении кандидатур участвуют все коптские христиане — в списке могут оказаться и монахи, и епископы. Далее за избранников должны проголосовать депутаты собрания верующих всего миллета (в мусульманских странах группа людей одной веры, имеющая автономные административные учреждения (суды, школы, больницы и т. д.), расположенные в специально отведённом для этого квартале города). На последнем этапе из трех кандидатур, одобренных Святейшим синодом коптской церкви, выбирают патриарха. В конце процедуры мальчик с завязанными глазами тянет жребий.
— А сколько всего насчитывается коптов? Есть информация, что покойный папа пытался провести перепись среди коптов, чтобы разобраться, сколько их на самом деле…
— Это очень тонкая проблема. Официальные цифры, которые выдает египетское статистическое управление, занижены. Власти говорят о 8–10% процентах от населения страны. В действительности их намного больше, но, чтобы понять насколько, нужно провести перепись, параллельную официальной. По оценке коптских епископов и священников, с которыми я общался, речь может идти о 30% населения.
По моим личным представлениям, реальная цифра примерно 20%. Все-таки Египет – страна, в которой христианское население всегда присутствовало и играло довольно большую роль.
Если бы речь шла о 5–7%, вряд ли это было бы возможным.
— Коптская церковь переживала разные периоды. Сам Шенуда III при предшественнике Хосни Мубарака несколько лет провел под домашним арестом. Сейчас для коптов также наступил сложный момент. Тем более что сейчас и папы нет, и в самой стране неспокойно. Означает ли все это, что можно ожидать очередные гонения на христиан в Египте?
— Такой риск существует.
Речь идет не столько о гонениях как целенаправленной деятельности государства по притеснению какой-то религиозной группы, сколько о возможности потери государством контроля над радикальными исламскими группами типа «Братья мусульмане» и возобновления насильственных акций против христиан.
Шенуда III был таким авторитетным человеком, которого в стране уважали как мудреца, как кади.
Что сейчас будет, сказать сложно, учитывая опыт переворота, который произошел, и сожжения христианских церквей и нападения на коптов, которые ему сопутствовали. Это была попытка «под шумок» устранить коптов из политической жизни. Ведь будь Египет стопроцентно мусульманской страной, введение шариата и превращение его в религиозное государство упростилось бы. А это как раз входит в планы «Братьев мусульман».
Каким бы ни был выбор коптов, хочется надеяться, что смена папы пройдет мирно, а отношения христиан и мусульман не войдут в новую острую фазу. Риск этого достаточно велик, и от нового предстоятеля будет многое зависеть на этом направлении.
— У коптской церкви есть мистический флер причастности к тайным первозданным знаниям; для такого мнения есть основания?
— Такие мистические рассуждения за границей научного религиоведения. Это, скорее, связано с идеей, что знание, которое было доступно древним египтянам, перешло к коптам. Но реальных оснований считать, что это так, не существует.