В понедельник в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) сообщили, что ведомство подготовило законопроект, ужесточающий наказание за употребление наркотиков. Документ еще не внесен в Госдуму, сейчас он обсуждается с депутатами, членами комитета по безопасности и противодействию коррупции и комитета по охране здоровья, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ФСКН.
Законопроектом предполагается введение в Уголовный кодекс новой статьи — 230-1, которая будет касаться непосредственно тех, кто употребляет, а не распространяет или хранит наркотические средства, рассказали в службе.
Сейчас употребление наркотических и психотропных средств без назначения врача (список запрещенных веществ время от времени обновляется правительством) считается административным правонарушением. Согласно статье 6.9 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), гражданин России может по решению суда получить за употребление до 15 суток административного ареста или от 4 до 5 тыс. рублей штрафа (иностранца могут еще и выдворить из страны). При этом от наказания освобождаются те, кто добровольно отправится на лечение. За потребление наркотиков в общественных местах по ч. 3 статьи 20.21 КоАП могут оштрафовать на 1—1,5 тыс. рублей.
В ФСКН предлагают установить уголовную ответственность для наркоманов, которые будут привлечены к административной ответственности больше одного раза за год, — их будут считать «систематически» употребляющими.
Если проект закона, разработанного в ФСКН, будет одобрен, понятие «систематического» употребления наркотиков будет также внесено в закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», сообщает РАПСИ.
Кроме того, в проекте закона прописана норма о «медико-социальной реабилитации» и «побуждении» к ней. Фигуранты дел, возбужденных по новой статье Уголовного кодекса, смогут выбирать: или отправляться на лечение, или за решетку.
В то же время суд сможет принять решение о принудительном направлении наркомана на лечение, говорят в ФСКН.
«Закон предполагает альтернативу: наркоман, который повторно попался и был привлечен к ответственности по административной статье, будет иметь возможность выбрать для себя, что ему больше по душе — отсидеть в тюрьме два года или проходить лечение. Аналогичная норма существует, например, во Франции. Но все равно в конечном счете все решает суд — исходя из конкретного случая», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства. Как считают в ФСКН, если проект закона будет принят, лечить ежегодно потребуется не менее 20 тыс. человек. Для реализации законопроекта ФСКН просит выделить 3,8 млрд рублей.
Депутаты Госдумы, с которыми удалось поговорить «Газете.Ru», говорят, что о проекте закона пока ничего не слышали. При этом они не уверены, что инициатива ФСКН будет поддержана нижней палатой парламента.
«Логика ФСКН очень понятна: тот человек, который покупает наркотики, вольно или невольно финансирует наркомафию — то есть распространителей, — заявил «Газете.Ru» член комитета по безопасности Николай Ковалев. — Но инициатива очень неоднозначна — как с точки зрения финансового обоснования, так и того, как она будет встречена в обществе. Я пока сам не видел проект закона, но обещаю, что мы к нему очень ответственно отнесемся».
Член того же комитета Александр Хинштейн убежден, что борьбу «нужно вести не с теми, кто употребляет, а с теми, кто поставляет, но это сложнее». «В мировой практике, во всяком случае, в тех странах, которые считаются демократическими, нет примеров уголовного преследования за употребление наркотиков. Там исходят из простого принципа: люди, которые употребляют, носители определенного заболевания и нуждаются в лечении, а заключение под стражу явно не будет способствовать их выздоровлению», — заявил он «Газете.Ru».
Зампред комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева также сказала, что ничего не слышала про обсуждение в думе проекта, но считает, что с законом не нужно торопиться.
«У нас большие проблемы с инфраструктурой, прежде чем отправлять людей на лечение, нужно понять куда», — говорит она.
Яковлева предположила, что на «подготовку центров и налаживание взаимодействия с некоммерческими организациями, которые специализируются на помощи наркоманам, может уйти больше года».
Подготовить предложения об изменении законодательства для борьбы с наркозависимостью президент Дмитрий Медведев поручил ФСКН, ФСБ, СВР, администрации и правительству год назад. Прошлой осенью представители ФСКН заявляли, что разрабатывают проект закона о введении уголовной ответственности за употребление, но конкретики не сообщали.
Некоторые из экспертов были согласны с ФСКН — как, например, глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. «Это совершенно разумная инициатива. Тем более что власти предлагают привлекать за систематическое употребление наркотиков, а не за разовое», — говорил он, добавляя, что принудительное лечение — это тоже хорошо, так как с его помощью «все цивилизованные страны выходили из состоянии наркокатастрофы».
Но многие специалисты выступали против, подчеркивая, что, согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), наркомания — это заболевание.
«Систематическое употребление наркотиков — это синдром (болезнь). Уголовная ответственность за болезнь — это абсолютно недопустимо», — говорил тогда эксперт ВОЗ Владимир Менделевич. Он подчеркивал, что развитые страны, наоборот, идут к декриминализации законодательства в этой области и даже легализации легких наркотиков.
Позиция экспертов не изменилась и сейчас.
Законопроект, который предложила ФСКН, — пример политики слабого государства, которое не в состоянии справиться с по-настоящему крупной проблемой и от безысходности вынуждено прибегать к самому простому — карательным мерам, говорит директор петербургского благотворительного фонда медико-социальных программ «Гуманитарное действие» Сергей Дугин. «Во всех странах от карательных мер уходят, у нас же все, как всегда, наоборот. Посадками дело не решишь: если наркоман, который недавно начал, но попался на употреблении, до тюрьмы не обладает навыками воровства, разбоя и прочее, то из колонии он выйдет профессионалом в этой области. И что мы решим таким способом?» — говорит он.
Он также говорит, что лечить наркоманов в любом случае будет негде.
«Государственных центров у нас не больше пяти. Частных центров, которые сертифицированы при ФСКН, также можно пересчитать по пальцам одной руки. Маленьких центров — к примеру, православных или небольших частных — больше, но взаимодействие между ними и с государством не налажено. Этим нужно заниматься, причем времени на эту работу уйдет довольно много, — отмечает эксперт. — Кроме того, должны быть общие критерии сертификации реабилитационных центров, которых у нас до сих пор нет. Надо хорошо проверять, куда отправлять людей на лечение». По его словам, нужно не сажать наркоманов, а продумывать госполитику по борьбе с этим заболеванием — чтобы терапия затрагивала «всего человека с учетом его психологических и биологических особенностей».
С ним согласны и юристы.
«В России нет базы. Не созданы реабилитационные центры. Лечебно-профилактические учреждения у нас были расформированы, специальных тюрем нет. В тех же тюрьмах, которые есть, нет профессионалов, которые бы могли компетентно помогать наркоманам: специалистов-наркологов, психологов. Это будет инквизиция для тех, кто употребляет наркотики, вместо лечения они будут сидеть в тюрьме», — заявил «Газете.Ru» адвокат Дмитрий Динзе, специализирующийся в том числе и на защите наркоманов. По его словам, чтобы подготовиться к реализации предложенного ФСКН закона, нужно с нуля выстроить систему реабилитационных центров, на строительство которых потребуется «огромное количество бюджетных средств». Причем эти центры не должны быть включены в систему Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и ФСКН, поскольку эти ведомства «карательные по своей сути», убежден юрист.
«В некоторых организациях уже есть нужная база: если наркоманы будут помещены туда, у них есть шанс на выздоровление», — убежден Динзе. Что же касается принудительных работ, то, по мнению адвоката, они могут помочь лишь тем, кого поймали на употреблении легких наркотиков и кого нельзя назвать систематически употребляющими. «Для героинового наркомана пока не придумано адекватной трудотерапии, которая бы могла ему помочь слезть с иглы. А вот для молодых, которых взяли за употребление, к примеру, амфетаминов, принудительные работы могут помочь поставить мозги на место», —- говорит он.