Во вторник Ставропольский краевой суд вынес приговор студенту Ставропольского медицинского колледжа Черкесу Рустамову, обвиняемому в совершении теракта в мае 2010 года, унесшего жизни восьми человек. 21-летний Рустамов оказался единственным подсудимым по делу о взрыве у Дворца культуры в Ставрополе: два его подельника, по сообщению следствия, были убиты в ходе антитеррористической операции.
Рустамов не признал вины, но суд признал его виновным во всех инкриминируемых ему преступлениях и приговорил к пожизненному сроку в колонии особого режима.
Взрыв возле кафе «Аквариум», расположенного рядом с Дворцом культуры и спорта в Ставрополе, прогремел 26 мая 2010 года в 18.45. В этот момент у здания ДК собрались десятки людей: они пришли на выступление чеченского ансамбля «Вайнах». Бомба мощностью 400 граммов в тротиловом эквиваленте сработала за 15 минут до начала концерта. Среди семи погибших при теракте был ребенок, 11-летняя Азиза Арсангиреева. Ранения получили 57 жителей Ставрополя, в том числе 14 сотрудников правоохранительных органов.
Согласно материалам дела, Рустамов действовал совместно с еще двумя уроженцами Дагестана — Фаридом Мисриевым и Абибуллой Абдуллаевым. Последний изготовил взрывное устройство с таймером, Мисриев заложил его, а Рустамов, хорошо ориентировавшийся в городе (поскольку учился в Ставрополе в медицинском колледже), выбрал место для взрыва и привез туда бомбу.
Мисриев был убит в ходе спецоперации в июне 2011 года при нападении на один из постов милиции в городе Дербенте вместе с членами южной диверсионной террористической группы, а Абдуллаев — во время разбойного нападения на магазин в Ставрополе в сентябре 2010 года. На группу террористов следователи вышли через Мисриева: при проверке биллинга его мобильного телефона выяснилось, что он находился в Ставрополе во время теракта, а также до и после его совершения. Затем оперативники установили, что в Ставрополе боевик созванивался с Рустамовым и Абдуллаевым.
Рустамов был задержан. Ему вменили в вину совершение террористического акта (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК), незаконный оборот взрывных устройств (ч. 2 ст. 222 УК), посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ) и возбуждение ненависти либо вражды (ч. 1 ст. 282 УК). В Следственном комитете ранее отмечали, что первоначально фигурант дела давал признательные показания о причастности его и двух сообщников к совершению взрыва у Дома культуры, но позже отказался от своих показаний. Кроме того, он пытался пустить следствие по ложному пути, сообщив о совершении теракта иными лицами, сообщали следователи.
«В зале суда на оглашении приговора людей было мало, в основном журналисты и приставы. Из более чем 65 человек, признанных потерпевшими по делу, в суд во вторник пришли только двое», — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Ставропольского краевого суда Алла Шеплунова.
Защита Рустамова намерена подать жалобу и требовать отмены приговора. По мнению адвокатов, их подзащитный не имеет никакого отношения к теракту, сообщает РАПСИ. Адвокат осужденного Жаля Фатуллаева отказалась комментировать приговор суда в телефонной беседе с «Газетой.Ru». Сам Рустамов еще в начале судебного процесса отказался общаться с прессой, воспользовавшись своим конституционным правом на то, чтобы в зале суда не производилась видео-, фото- и аудиосъемка.
Общественный защитник Сергей Евдокимов после оглашения приговора заявил РАПСИ, что уголовное дело необходимо переквалифицировать, поскольку это не теракт, а убийство общеопасным способом (п. «е», ч. 2, ст. 105 УК). По его мнению, если обвинение удастся переквалифицировать, Рустамова могут оправдать.
Прокуратура тем временем полностью удовлетворена решением суда. «Оно соизмеримо с содеянным. Именно такую позицию мы принимали в ходе судебного заседания», — сказал представитель гособвинения Алексей Гарафонов. Один из потерпевших, присутствовавших в зале суда, Султан Мамушев, у которого при взрыве погиб 18-летний сын, также заявил, что приговор «справедливый», передает РИА «Новости».