В воскресенье утром, задолго до начала прений по делу Алексея Козлова, которого обвиняют в мошенничестве и отмывании денежных средств, у здания Пресненского суда дежурила группа поддержки бизнесмена и его жены Ольги Романовой. Поддержать журналистку и бизнесмена пришли как постоянные их помощники, представляющие основанное Романовой движение «Русь сидящая», так и те, кто поддался агитации организаторов митинга «За честные выборы», призвавших со сцены придти на суд и поддержать супругов.
Ближе к началу заседания собралось не менее двухсот сторонников Козлова и Романовой.
Прибывшие супруги тут же попали в плотное кольцо журналистов.
За поведением собравшихся пристально следили несколько десятков полицейских и бойцов ОМОНа. Корреспондент «Газеты.Ru» насчитал восемь полицейских пазиков, дежурившихся на прилегающих к суду улицах. Ближе к началу заседания у входа в Пресненский суд образовалась очередь: на протяжении получаса все желающие пытались прорваться в здание суда, но пустили не всех. А из тех, кто все-таки смог попасть внутрь, немногие поместились в зале заседаний.
Перед началом прений судья Татьяна Васюченко предупредила собравшихся, что будет удалять из зала тех, кто нарушит порядок. В зале стало тихо: прокурор Дмитрий Дядюра выступал под звуки печатающих клавиш на клавиатуре секретаря суда.
Обвинитель с ходу заявил, что «подсудимый не успел до конца довести преступление», которое начал в 2006 году.
Тогда Козлов якобы создал преступную группу, в которую вовлек двух граждан Эстонии — Эдуарда Самойлова и Александра Корнеевского. В следующем году году Козлов, являвшийся на то время гендиректором фирмы «Корфинанс», похитил 33,4% акций компании по производству искусственных кож «Искож», акционером которой была фирма «Вендорт»: стоимость похищенных акций обвинение оценило в 253,9 млн рублей.
По мнению следствия, деньги были уведены через офшорные компании. Для этого Самойлов, действовавший, как заверил Дядюра, в интересах Козлова, ввел в заблуждение сотрудников депозитария ЗАО «Русские фонды». Он представился директором «Вендорта», и в депозитарии предоставили ему возможность перевести деньги на счета подконтрольных Козлову компаний. В прокуратуре утверждают, что на момент совершения сделки Самойлов не имел права распоряжаться деньгами «Вендорта», поскольку к тому времени уже не являлся гендиректором компании, уволившись в феврале 2007 года. Козлов не считает доказанным утверждение об увольнении Самойлова: по его мнению, тот все еще занимал этот пост и был в праве распоряжаться акциями.
Обвинение также утверждает, что Козлов пытался легализовать «отмытые» им средства. Для этого предприниматель якобы продал полученные акции более чем за 30 млн рублей ООО «Балтийская лизинговая компания».
В настоящий момент Самойлов и Корнеевский находятся в международном розыске. Козлову, который уже отсидел по этому делу три года, грозит до пяти лет лишения свободы.
Дядюра попросил суд признать коммерсанта виновным по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере и покушении на легализацию похищенного имущества), ч. 3 ст. 30 и ч.3 ст. 174-1 УК РФ (покушение на легализацию имущества, приобретенного преступным путем). «Обвинение считает вину подсудимого доказанной. Показания не признавшего вину Козлова обвинение расценивает как попытку избежать уголовной ответственности», — заявил Дядюра, зачитывавший обвинительное заключение в течение двух часов.
Представители «Вендорта», взявшие слово после Дядюры, с позицией обвинения полностью согласились.
Впрочем, прежде чем приступить к оглашению доказательств, адвокат компании Сергей Денисов углубился в историю. По его словам, Козлов водит суд за нос, «как Моисей по пустыне», «заявляя огромное количество ходатайств». «Подсудимого могло бы оправдать, только если бы он был незрячим и глухим и не смог бы прочесть договор», — заявил Денисов и констатировал: «Не надо быть математиком Перельманом, чтобы понять, что здесь совершено преступление». Козлов, убежден Денисов, незаконно увел акции компании «Искож» и попытался легализовать средства, добытые преступным путем. Представитель «Вендорта» уверен: 5 лет колонии общего режима — достаточное наказание за деяния, совершенные Алексеем Козловым.
После выступления еще одного представителя «Вендорта» судья Васюченко объявила перерыв. Вышедшие из зала Алексей Козлов и Ольга Романов сразу были остановлены журналистами, а их сторонники встретили их аплодисментами и криками «Браво!».
Козлов отметил, что им с супругой уже знакомо зачитанное в зале обвинительное заключение — оно оказалось абсолютно идентичным тому, что было оглашено во время первого рассмотрения дела.
Бизнесмен пояснил, что повторный процесс по его делу — это «попытка московской судебной системы выгородить себя и прокуратуру». «Я уверен, что вердикт будет обвинительным», — заявил Козлов.
После перерыва Васюченко предоставила слово защите. Первым вызвалась выступить Ольга Романова, являющаяся защитником своего мужа. Она сразу заявила, что сравнение Алексея Козлова с Моисеем — «оскорбление религиозных чувств верующих». «За гораздо меньшее святотатство и разжигание религиозной розни многие граждане России привлекались и привлекаются до сих пор к уголовной ответственности», — отметила Романова. Она дала понять, что судебный процесс проходил с многочисленными нарушениями, а сам суд пристрастен. В частности, отметила журналистка, судья Васюченко отклонила ходатайства защиты о привлечении в качестве свидетеля сенатора Владимира Слуцкера — именно он, на протяжении многих лет утверждает Козлов, инициировал уголовное преследование бизнесмена. Отказала судья и в вызове жены Слуцкера Ольги, которая, по словам Романовой, «могла бы стать очень полезным свидетелем».
«Пока в дело не вступила защита, пока не наступила ее очередь вызывать свидетелей, суд позволял себе перерывы и в две недели, и в три недели, и в четыре недели. Как только пришла очередь защиты, суд начал работать в ежедневно режиме, а ходатайства о проведении экспертиз и о повторном вызове свидетелей отклонялись. Соответственно, перестали готовиться протоколы», — указала Романова. При этом «игнорировались решения Конституционного суда, решения пленума Верховного суда», пояснила она.
Сам Козлов отказался от последнего слова — он попросил суд перенести его выступление, «чтобы можно было разобраться с цифрами и документами».
Татьяна Васюченко просьбу Козлова удовлетворила, назначив заседание на вторник, 13 марта. В этот день она объявит дату оглашения приговора. Если он будет обвинительным, в чем не сомневается бизнесмен, его защита собирается обжаловать это решение в вышестоящих инстанциях. «Но на Мосгорсуд у нас надежды нет. Что же касается Верховного суда, который уже встал на мою защиту, то до него дело дойдет не раньше чем через год. Поэтому вопрос стоит так: где я проведу этот год — в тюрьме или на свободе», — сообщил после заседания подсудимый.