В минувшую пятницу окружной суд Нью-Йорка удовлетворил ходатайство защиты российского бизнесмена Виктора Бута о переводе его со строгого режима содержания на общий. Адвокаты указали, что последние 15 месяцев, после экстрадиции из Таиланда, где Бут был задержан, он провел в камере-одиночке, был ограничен в передвижении и в общении с внешним миром.
«В камере только два маленьких окна, закрытых матовым стеклом, они пропускают мало света и воздуха», — указала в своем заключении судья Шира Шейндлин, решив, что условия содержания были слишком суровыми.
Узнику было позволено покидать камеру лишь на один час в день, передает Associated Press. Охрана уводила его в соседнюю комнату, где россиянин мог размяться на тренажерах.
Обвинители сразу указали, что решение об условиях содержания россиянина принимали не они, а руководство исправительного центра Манхэттена. Вместе с тем прокуроры заявили, что мера пресечения была выбрана верно. По их словам, Виктор Бут представляет угрозу международной безопасности как торговец оружием: в конце прошлого года жюри присяжных признало его виновным в продаже оружия колумбийским повстанцам из «Революционных вооруженных сил Колумбии» (FARC), которых в США называют террористами.
По мнению руководства исправительного центра, Бут имеет доступ к большим суммам денег и оружию и угрожает тюремной безопасности, а также может негативно повлиять на других заключенных, подвигнув их на противоправные действия.
Однако судья Шейндлин посчитала эти доводы несостоятельными. «Во время процесса не было представлено доказательств того, что Бут мог совершать акты насилия, — заявила судья. — Все улики говорят лишь, что он предприниматель, замешанный в торговле оружием». Ранее на заседании 11 февраля судья отвергла заявления прокуратуры о том, что Бут обладает «способностью управлять людьми и влиять на них». «Это слишком голословное заявление, не подкрепленное ничем. Действительно, Бут хорошо образован и имеет опыт ведения бизнеса. Однако обобщенное мнение, что любой человек, обладающий этими качествами, представляет угрозу безопасности, не является законным основанием для содержания его в одиночной камере», — сказала Шейндлин. По ее словам, подобные доводы обвинения «основываются исключительно на домыслах».
В итоге судья заявила, что содержание Бута в одиночной камере нарушает его конституционные права. «Я просто не могу отказаться от своего долга соблюдать конституцию, и я должна удовлетворить запрос Бута», — сказала Шейндлин.
В то же время секретарь суда пояснила «Газете.Ru», что судья может только дать рекомендации по условиям содержания арестанта. Окончательное решение остается за руководством исправительного центра.
Был ли переведен россиянин в общую камеру, адвокаты еще не сообщили, но заявили, что подобное отношение судьи — хороший признак. Они надеются, что приговор будет смягчен. Окончательный вердикт судья огласит 12 марта. По американскому законодательству россиянину грозит от 25 лет до пожизненного заключения.