В пятницу в Законодательном собрании Санкт-Петербурга прошли общественные слушания скандального законопроекта о штрафах за пропаганду гомосексуализма, лесбиянства и педофилии среди детей. В начале февраля документ был принят городскими депутатами во втором чтении.
Малый зал Мариинского дворца с трудом вместил сто человек, собравшихся на слушания.
Люди стояли в проходах и у окон. В зале были депутаты, представители националистических организаций и ЛГБТ-сообщества (лесбиянки, гомосексуалисты, бисексуалы и трансгендерные лица), священники и эксперты. Сторонников законопроекта — националистов и православных — собралось раз в десять больше, чем геев и лесбиянок. Последние пояснили, что узнали о слушаниях слишком поздно — вечером, 22 февраля, поэтому пришли столь малочисленной группой.
Перед слушаниями в прессе появились предположения, что собрание может обернуться массовой дракой. Поэтому инициатор законопроекта депутат-единоросс Виталий Милонов сразу предупредил, что за собранием наблюдают полицейские и предостерег присутствующих от «необдуманных поступков». В зале действительно дежурили несколько стражей порядка, но в происходящее они не вмешивались. А сторонники нового законопроекта то и дело выкрикивали оскорбления в адрес геев и раздавали распечатку 10-страничной статьи под названием «Статистика о гомосексуалистах»: по их мнению, данный труд свидетельствовал о «разврате и душевной погибели», которая ждет «всех пидарасов». В минуты наиболее острого противостояния сторон, сопровождавшегося перепалкой, депутату от «Яблока» Ольге Галкиной приходилось лично утихомиривать разбушевавшихся слушателей.
На этом фоне депутаты и эксперты пытались обсудить законопроект. Галкина заявила, что «делить петербуржцев по каким-либо признакам нельзя». «Закон не доработан, — отметил сексопатолог, доктор медицинских наук Лев Щеглов. — Разве можно смешивать в одном законе уголовное наказание — за пропаганду педофилии, и административное — за пропаганду гомосексуализма?» Вопросы у него возникли и к самому определению понятия «пропаганда». «Понятно, что если к школе придут какие-то люди с плакатами «Дети, занимайтесь гомосексуализмом», то их надо или наказать уголовно, или лечить в психиатрической клинике, как больных, — сказал Щеглов. — С другой стороны, большинство моих книг при желании можно квалифицировать как пропаганду гомосексуализма. Ведь там не говорится, что это грех и что за это последует кара всевышнего. Принятие закона в нынешнем виде может открыть дорогу оголтелого преследования меньшинства».
Выступление доктора Щеглова прерывалось криками националистов, требовавших «убрать с трибуны извращенца».
Обстановка совсем накалилась, когда противники закона заметили в зале молодого человека в джинсах с низкой талией. «Надень штаны, убери голую ж**у!» — закричали ему. После того как на трибуне появился глава петербургского ЛГБТ-движения Игорь Кочетков, из зала раздалось: «Вы не люди!»
Руководитель петербургского регионального отделения движения «Народный собор» Анатолий Артюх также предпочитал называть противников законопроекта педерастами, пояснив, что это слово есть во всех лингвистических словарях и он не собирается использовать другие термины. Артюх добавил, что у него есть «страшная статистика» того, как «педерасты завлекают детей в свои ЛГБТ-сети».
Цифр, однако, он не назвал и завершил свое выступление призывом: «Покайтесь, педерасты!»
Представители духовенства были более сдержанны. «Этот законопроект не запрещает ориентацию, — напомнил собравшимся глава синодального отдела по делам молодежи Московского патриархата иеромонах Дмитрий (Першин). — Он запрещает только пропаганду гомосексуализма среди детей, поэтому непонятно, что не устраивает. Если вы против такой пропаганды — о чем спорить? Люди не хотят, чтобы дети стали заложниками вашей нетрадиционности».
Общественные слушания длились несколько часов. Под конец встречи полицейские выводили активистов ЛГБТ-движения из Мариинского дворца под опекой — чтобы не допустить нападения на них.
«С одной стороны, это был, безусловно, спектакль, — сказал «Газете.Ru» руководитель петербургского ЛГБТ-движения Игорь Кочетков. — Большую часть зала составляли люди, которые не обладают специальными знаниями в этой области. В основном националисты. Вели они себя весьма агрессивно. С другой стороны, я удовлетворен тем, что впервые представителям ЛГБТ-движения дали возможность в стенах закса изложить свое мнение».
Депутаты закса 8 февраля 2012 года приняли во втором чтении документ, вносящий изменения в закон «Об административных нарушениях в Санкт-Петербурге».
Законопроект предусматривает штраф за пропаганду среди несовершеннолетних гомосексуализма, лесбиянства и педофилии. Для физических лиц он составляет 5 тыс. рублей, для должностных — до 50 тыс. рублей, юридических — до 500 тыс. рублей.
В документе разъясняется, что пропаганда гомосексуализма — это «деятельность по целенаправленному и бесконтрольному распространению общедоступным способом информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, в том числе сформировать у них искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений».
Под пропагандой педофилии понимается «информация, осуществляемая с целью формирования в обществе искаженных представлений о соответствии социальным нормам интимных отношений между совершеннолетними и несовершеннолетними лицами».
Законопроект был внесен на рассмотрение законодательного собрания по инициативе депутата фракции «Единая Россия» Виталия Милонова и подвергся масштабной критике со стороны ЛГБТ-сообщества, правозащитников, независимых экспертов — юристов, социологов, врачей. Они сочли, что данный закон нарушает права человека. В частности, юридическое заключение о несоответствии документа российским и международным правовым нормам было дано группой юристов московской АНО ЮРИКС («Юристы за конституционные права и свободы»). Обеспокоенность принятием петербургского закона высказали госдепартамент США и МИД Франции. Геи и лесбиянки провели несколько уличных акций в Петербурге, протестуя против «гомофобного закона».