В пятницу Мещанский суд Москвы вынес приговор последнему задержанному участнику группы, похитившей 1,25 млрд рублей из Пенсионного фонда России (ПФР). Александр Славянский сдался правоохранительным органам в конце июля 2011 года. За полгода до этого власти объявили его в федеральный розыск. Его обвинили в мошенничестве (ст. 159 УК РФ).
Славянский полностью признал свою вину и попросил рассмотреть его дело в особом порядке — без чтения материалов и допросов свидетелей.
Суд вынес решение за один день. При особом порядке подсудимому грозит наказание не более двух третей от максимального срока. В связи с этим прокурор попросил приговорить Славянского к четырем годам лишения свободы.
Учитывая все смягчающие обстоятельства, суд назначил подсудимому 3,5 года колонии общего режима и штраф в размере 250 тысяч рублей.
В приговоре судья отметил, что Славянский пошел на преступление «под влиянием уговоров и из желания получить незаконную прибыль», передает РАПСИ. Адвокат подсудимого заявил, что не намерен обжаловать срок, назначенный его подзащитному, хоть и надеялся на условное наказание.
Другие шестеро соучастников преступления были осуждены в августе 2011 года в том же Мещанском суде.
Дело также было рассмотрено в особом порядке, все обвиняемые — Юрий Щербаков, Кирилл Устинов, Вячеслав Попов, Александр Гладышев, Александр Бражников и Светлана Горских — признали свою вину в мошенничестве. Кроме того, Бражникову и Горских вменялась ст. 174 УК (легализация денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления), а Устинову — ст. 327 УК (подделка документов).
Самое суровое наказание тогда получил организатор преступной группы Юрий Щербаков — 6,5 лет колонии строгого режима и 500 тысяч рублей штрафа.
Устинов был приговорен к 3,5 годам и штрафу в размере 200 тысяч рублей. Бражникову суд назначил 6 лет лишения свободы и штраф в 500 тысяч рублей. Горских была приговорена к 4 годам колонии и 350 тысячам рублей штрафа. Гладышев получил 3,5 года колонии и 250 тысяч рублей штрафа, а Попов — 3 года колонии и штраф в 200 тысяч рублей.
Организатор группы Щербаков ранее был трижды судим за аналогичные преступления. В последний раз он освободился по УДО в августе 2009 года. Но уже в сентябре вместе с Поповым начал готовить новую аферу. Роль Попова заключалась в поиске соучастников: именно он уговорил стать соучастниками Устинова и Гладышева, которые, в свою очередь, привлекли Александра Славянского. Далее неустановленный следствием информатор Щербакова рассказал ему, как Пенсионный фонд принимает, обрабатывает и исполняет документальные платежные поручения, какие меры безопасности применяются при этих операциях.
В это время еще один сообщник, которого следователи тоже не нашли, изготовил учредительные документы фиктивной организации ООО «Спецтехпром». Когда межрайонная инспекция ФНС России по Москве зарегистрировала фирму, этот второй неустановленный соучастник привлек Бражникова, задача которого состояла в открытии расчетного счета для образовавшейся фиктивной организации. В конце октября 2009 года Бражников отстранил от руководства коммерческим банком «Кубань» председателя правления и уже 5 ноября открыл в этом банке расчетный счет для «Спецтехпрома». Главный бухгалтер банка Светлана Горских подписала все необходимые документы. Номер открытого счета Бражников передал второму неизвестному соучастнику, который, в свою очередь, передал его Щербакову.
Устинов тем временем изготавливал подложное поручение о перечислении 950 млн рублей со счета ПФР на другой счет фонда в Центральном банке России и 1,25 млрд рублей на счет «Спецтехпрома» в банке «Кубань». Все это удалось провернуть благодаря образцам платежных поручений, печати ПФР, подписи должностных лиц ПФР, которые Щербакову передал первый неустановленный соучастник.
Славянскому была отведена роль курьера, которого проинструктировали о расположении камер видеонаблюдения в Центральном банке.
В день совершения преступления Устинов сделал два телефонных звонка в отдел по обслуживанию клиентов Центрального банка России. Представившись заместителем начальника департамента казначейства ПФР, он сообщил о неисправности системы дистанционного обслуживания фонда и о необходимости срочного приема документов платежных поручений. Еще один соучастник Гладышев на автомобиле Peugeot подвез к банку Славянского, который представился курьером ПФР и предъявил изготовленные Устиновом подложные документы. Под предлогом оплаты строительства и реконструкции объектов ПФР деньги были перечислены. В ноябре Бражников и Горских легализовали полученные средства, перечислив их на счета других организаций и банков. Они же, когда следователи вышли на их след, все денежные средства вернули.