В среду в законодательном собрании Петербурга был рассмотрен во втором чтении законопроект о штрафах за пропаганду среди детей гомосексуализма, лесбиянства и педофилии. Инициатор документа Виталий Милонов, депутат фракции «Единая Россия», предложил внести соответствующие изменения в закон «Об административных нарушениях в Санкт-Петербурге». Он же стал и автором поправок, видимо впечатленный резонансом, который вызвала его инициатива не только в России, но и во всем мире.
Первое, что предложил Милонов, — внести в законопроект разъяснение, что является пропагандой гомосексуализма.
«Это необходимо сделать, потому что у нас имеются граждане, которые считают, что законопроект направлен против них лично», — сказал Милонов.
Коллеги депутата, за исключением фракции «Яблоко», не возражали, в итоге поправку приняли, и в примечании к документу теперь написано: «Под публичными действиями, направленными на пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних, в настоящей статье следует понимать деятельность по целенаправленному и бесконтрольному распространению общедоступным способом информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, в том числе сформировать у них искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений».
Что касается пропаганды педофилии, то ее Милонов охарактеризовал как «информацию, осуществляемую с целью формирования в обществе искаженных представлений о соответствии социальным нормам интимных отношений между совершеннолетними и несовершеннолетними лицами».
Парламентарии от «Яблока», как и раньше, высказались против документа в целом. Депутат Александр Кобринский заявил, что закон будет однобок даже с этими поправками. В частности, Кобринский полагает, что под наказание за нарушение этого закона могут попасть преподаватели литературы в школах, например преподающие курс поэзии Серебряного века. «В некоторых стихах Клюева, Цветаевой, Кузмина можно легко найти эти запретные вещи и привлечь невинных учителей к ответственности», — негодовал депутат.
Еще одна поправка, предложенная ко второму чтению, касалась сумм штрафов за пропаганду гомосексуализма.
Согласно документу, физические лица, нарушившие закон, должны будут заплатить до 5000 рублей, должностные — до 50 000, юридические лица — до полумиллиона рублей.
В итоге законопроект был одобрен 31 голосом за — против проголосовали шесть депутатов. Первое чтение проект закона прошел еще в ноябре, за две недели до выборов в Госдуму.
Обсуждение законопроекта сопровождалось уличным протестом ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры)-активистов: около 15–20 человек собрались в среду у здания питерского заксобрания.
Они держали в руках плакаты «Запрет гомосексуализма — это бесчеловечно», «Нет гомофобному «закону». ЛГБТ-активисты заявили, что считают подобные законы опасным симптомом и, в случае принятия законопроекта, продолжат уличные акции протеста. «Активистов крайне беспокоит ситуация, в которой власти считают возможным пренебречь мнением не только научного сообщества, призывающего отозвать законопроект, но и горожан, — заявил журналистам Игорь Кочетков, руководитель питерского ЛГБТ-движения. — Общественных слушаний по законопроекту, уже вызвавшему рост социальной напряженности, проведено не было. История знает примеры, когда ксенофобные политики от преследования геев переходили к подавлению прав и свобод других социальных групп».
«Московская организация «Юристы за конституционные права» (юрист Анита Соболева) и петербургский центр «Мемориал» (юрист Ольга Цейтлина) по нашей просьбе дали правовую оценку этому законопроекту, — сказал «Газете.Ru» Кочетков, возглавляющий ЛГБТ-организацию «Выход». — Они пришли к заключению, что документ не соответствует федеральному законодательству и международным правовым нормам. Это заключение было отправлено в Заксобрание. Но к нему в городском парламенте не прислушались». «Человек рождается или с традиционной или с нетрадиционной ориентацией, — прокомментировал решение питерских депутатов один из первых советских диссидентов, известный правозащитник Юлий Рыбаков. — Пропагандируй не пропагандируй, природу не изменишь. Эти люди есть, их может быть 2-3%, но мало кто понимает, что в современном обществе им непросто живется, они страдают, зачастую кончают жизнь самоубийством, а вовсе не думают о том, чтобы пропагандировать свои взгляды среди несовершеннолетних. К ним надо искать другие подходы. Я 10 лет был в комитете по законодательству Госдумы, но таких законопроектов, какой предложил Милонов, не припомню. Это бардак, а не закон. Под пропагандой можно понимать все, что угодно, а значит, и привлечь кого угодно к ответственности».
Вскоре после начала акции к протестующим подошли полицейские и потребовали прекратить «несанкционированный митинг». В итоге пятеро гей-активистов были задержаны.
Сразу после того как геи и лесбиянки разошлись, у заксобрания появились два сторонника законопроекта. Они периодически сменяли друг друга, передавая плакат с надписью «Нет пропаганде половых извращений!»