В понедельник в Московском районном суде Казани состоялось первое заседание по делу капитана судна «Дунайский-66» Александра Егорова, которого обвиняют в неоказании помощи пассажирам теплохода «Булгария», затонувшего 10 июля прошлого года в камском устье. Тогда погибли 122 человека из находившихся на судне и лишь 79 спаслись. На помощь утопающим пришел экипаж теплохода «Арабелла», а два судна — сухогруз «Арбат» и буксир «Дунайский-66» — прошли мимо. Их капитаны объяснили свои действия тем, что, совершая маневр, они могли потопить тех, кто спасся с «Булгарии» на шлюпках.
Ранее капитан «Арбата» Юрий Тучин признал свою вину и был приговорен Камско-Устьинским районным судом Татарии к штрафу в 130 тысяч рублей.
Капитан «Дунайского-66» Егоров отказался последовать примеру коллеги: он заявлял о своей невиновности в ходе расследования и подтвердил эти показания в суде.
Судебный процесс по делу капитана Егорова должен был стартовать 6 декабря 2011 года в Камско-Устьинском райсуде, но по ходатайству потерпевших его перенесли в Казань: пострадавшие пассажиры объяснили, что им сложно добираться в райцентр на заседания. С первого слушания в Казани, несмотря на то что оно было объявлено открытым, по ходатайству подсудимого удалили прессу — под предлогом заботы о потерпевших, которые эмоционально и болезненно реагируют на ход процесса. Однако вечером после заседания журналисты получили из Верховного суда республики приглашение на продолжение процесса на вторник: решено, что он все-таки пройдет в открытом режиме.
Егоров в суде надеется доказать, что не виноват и не прошел мимо тонущих «просто так», заявила журналистам его адвокат Аида Камалова. Подсудимый настаивает, что действовал по согласованию с капитаном судна «Арабелла», экипаж которого активно участвовал в спасении пассажиров с тонущей «Булгарии».
Действительно, еще 15 июля 2011 года, сразу после задержания капитанов грузовых судов, капитан «Арабеллы» Роман Лизалин сообщил журналистам, что сам отказался от помощи «Дунайского-66» и попросил отвести буксир от места катастрофы.
«Дунайский-66» был уже далеко от места гибели, когда остановил свое движение. Мы уже подошли и спустили шлюпки. И я действительно его попросил отойти, потому что сам точно не знал ситуацию. Боялся, что если он сейчас начнет отрабатывать задний ход, то зацепит тех, кому удалось спастись. Его помощь на тот момент была уже не нужна, и я просил его уйти, чтобы он уже не мешал нам», — рассказал тогда Лизалин. Правда, капитан «Арабеллы» также заметил, что «если бы он (капитан «Дунайского-66». — «Газета.Ru») хотел помочь, то должен был сделать это раньше».
«Если Лизалин расскажет, как все на самом деле было, — это хорошо будет», — отметил в суде капитан Егоров. Когда будет допрошен Лизалин — пока неизвестно. Некоторые потерпевшие уже дали показания, свидетельствующие в пользу капитана «Дунайского-66». Пассажирка «Булгарии» Гульнара Зарипова заявила, что видела «Дунайский-66» и боялась, что он при подходе перевернет их шлюпку. Другая потерпевшая, Татьяна Пешеходько, винит в трагедии тех, кто выпустил «Булгарию» в рейс, и государство, которое, отдав теплоходы в частные руки, плохо контролирует вопросы безопасности.
На последующих заседаниях также дадут показания свидетели-специалисты. Они расскажут, каков тормозной путь буксира «Дунайский-66», и помогут суду выяснить вопрос, принял ли капитан решение о торможении сразу, увидев терпящих бедствие, или «проскочил» место трагедии, а уже потом спохватился и начал сбавлять ход.
Еще одно обстоятельство, которое предстоит выяснить в суде: повлиял ли на решение капитана пройти мимо места крушения груз, который был на борту «Дунайского-66».
Сам Егоров вскоре после трагедии сказал в интервью журналистам, что шел в Астраханскую область с грузом серы, который предназначался «Газпрому».
«Вы сами понимаете, что с этими людьми шутки плохи», — заявил тогда капитан. Кстати, когда Егорова арестовали, груз для «Газпрома» задержали в Волгограде и в порт назначения он все-таки пришел с опозданием.
Напомним, помимо двух капитанов грузовых судов по делу о крушении «Булгарии» проходят чиновники служб речного надзора и руководитель компании — субарендатора теплохода. Следствие по делам в отношении гендиректора компании «Аргоречтур» Светланы Инякиной, старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, бывшего главного государственного инспектора Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Владислава Семенова и начальника Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ирека Тимергазиева продолжается.