В пятницу Василеостровский районный суд Петербурга вынес приговор по делу о «лифте-убийце», в котором в 2009 году погибла Нина Сергеева. Трагедия произошла вечером 15 февраля 2009 года в доме № 45 на 10-й линии Васильевского острова. 52-летняя Сергеева возвращалась домой с двумя внуками (одному было пять лет, другому — десять). Сначала в лифт вошли дети. Когда вслед за внуками в кабину стала входить Сергеева, лифт неожиданно поехал вверх с открытыми дверями. Пола длинной шубы и нога женщины попали в зазор между порогом кабины и стенкой шахты.
Пока лифт поднимался, жертву раздавило на глазах у кричавших от ужаса внуков.
На крики детей выбежали жильцы, а затем дочка и зять Сергеевой. Лифт к этому времени застрял между вторым и третьим этажами. Мальчиков вытащили из кабины, отжав дверцы подъемника. Они получили серьезную психическую травму и до сих пор боятся ездить в любых лифтах.
В заключении судмедэкспертов говорится, что смерть Сергеевой наступила «от асфиксии вследствие сдавливания груди и живота в результате воздействия тупым предметом с большой механической силой».
Обвинения в гибели жительницы Петербурга были предъявлены эксперту ООО «ИЦ Ликон» Любови Черкасовой, проводившей проверку технического состояния лифта за год до трагедии. Суд над Черкасовой начался в начале 2010 года. Подсудимая вину так и не признала, сообщив, что свою работу она выполнила нормально. По мнению обвиняемой, погибшая просто задохнулась в собственной длинной шубе, пола которой попала в щель между кабиной и шахтой.
Тем не менее в пятницу суд признал эксперта виновной в гибели Сергеевой.
«Суд постановил признать Черкасову Любовь виновной в совершении преступления по части 2-й статьи 109 Уголовного кодекса и назначить ей наказание в виде двух лет лишения свободы с лишением права заниматься техническим освидетельствованием лифтов на 2 года», — зачитал приговор судья Юрий Румянцев. Из решения суда следует, что сотрудница ООО «ИЦ Ликон» «совершила причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей». В 2008 году при проведении технического освидетельствования лифта второго подъезда дома № 45 на 10-й линии Васильевского острова она не выявила обнаруженные технические неполадки оборудования, несоответствие состояния лифта паспортным данным, не проверила работу лифта во всех режимах, не проконтролировала работу шахты и кабины. «В результате не был устранен сбой в работе лифта, при котором кабина лифта приходит в движение с открытыми дверьми», — сказано в приговоре.
Сама Черкасова на суде заявляла, что не нашла недостатков в работе подъемника и дала разрешение на его эксплуатацию, а неисправность могла возникнуть уже после технического освидетельствования, которое проводится раз в год. Однако две судебно-технических экспертизы показали, что лифт действительно был неисправен (в частности, в электросхеме было зафиксировано короткое замыкание). Показания дали и свидетели по делу — жильцы подъезда, в котором произошла трагедия. Они рассказали, что «взбесившийся» лифт и до гибели Сергеевой ездил с открытыми дверцами, кабину постоянно трясло и качало, при движении раздавался скрежет. Жильцы не раз обращались в ремонтное управление, но чинить оборудование так никто и не приехал.
Впрочем, за решетку эксперт не попадет: согласно решению суда, она освобождена от уголовного наказания «в связи с истечением срока давности по делу» (об этом в ходе прений заявляла и представитель гособвинения Светлана Петрова).
Иски потерпевшей Елены Насанбаевой (дочери погибшей) были удовлетворены: Черкасова должна выплатить ей 93 тыс. рублей за нанесенный материальный ущерб — эта сумма ушла на погребение погибшей — и 800 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда.
Насанбаева заявила «Газете.Ru», что удовлетворена приговором. «Мы ждали худшего результата, — сказала она. — Приговор справедлив». А ее адвокат Артем Баконин отметил, что не считает дело завершенным: «С приговором я согласен, хотя Черкасова и ушла от наказания. Но так устроено законодательство. Теперь в гражданском судопроизводстве мы будем взыскивать компенсацию материального ущерба и морального вреда с организаций, ответственных за состояние лифтов». На прениях представитель потерпевшей настаивал, чтобы Черкасову приговорили к трем годам колонии-поселения и запретили ей заниматься освидетельствованием лифтового оборудования. Баконин также просил суд вынести частное определение в адрес Ростехнадзора, проверить наличие лицензии у инженерного центра «Иликон» и переаттестовать всех ее сотрудников.
«С наказанием я согласна, — заявила и гособвинитель. — Оно назначено справедливо. Окончательное решение по поводу обжалования прокуратура примет в срок, установленный законом». Петрова отметила, что недавно в федеральное законодательство были внесены изменения, согласно которым «данная категория преступлений является преступлениями небольшой тяжести», поэтому «другой приговор судья назначить не мог».
Осужденная Любовь Черкасова предпочла не общаться с журналистами, попытавшись быстро покинуть зал суда. Тем не менее она сообщила «Газете.Ru», что будет обжаловать приговор, поскольку ее не устраивает обязанность выплачивать компенсацию: «Это приговор в одну сторону, — сказала она. — Вы присутствовали в суде, решайте сами, кто прав, кто виноват. С материальными претензиями я не согласна…»
Кстати, в день прений, состоявшихся на прошлой неделе, журналисты побывали в доме № 45 на 10-й линии Васильевского острова и выяснили, что лифт-убийца снова неисправен, хотя недавно был проведен его ремонт.