Контрольно-счетная палата (КСП) Москвы проверила исполнение программы строительства детских садов за 2009—2011 годы. Выводы, представленные в понедельник палатой бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы, существенно отличаются от данных мэрии, которая в конце года отчиталась о полной ликвидации очередности в дошкольные учреждения.
Как сообщил депутатам аудитор КСП Виктор Фабисович, обеспеченность проживающих в Москве детей местами в детских образовательных учреждениях (ДОУ) за последние четыре года существенно не изменилась и составляет, по состоянию на 1 декабря 2011 года, около 60%. «Ежегодно более 200 тысяч московских детей не посещают ДОУ и не состоят в очереди», — рассказал аудитор. Что до детей мигрантов и приглашенных на временные заработки рабочих (законно пребывающих в Москве россиян и иностранцев), то их учет городскими чиновниками просто не ведется, отметил он. КСП смогла получить сведения лишь о 6,7 тыс. «иностранных граждан в возрасте до семи лет», поставленных на учет столичным управлением Федеральной миграционной службы.
Подсчитав общую вместимость всех детских садов Москвы (государственных, ведомственных и частных), аудиторы КСП выяснили, что число мест в них на 41 тысячу меньше, чем число посещающих эти сады детей.
На 366 тыс. мест в детских садах приходится 407 тыс. воспитанников, сообщил Фабисович. При этом в собственности города находятся 135 зданий бывших детских садов на 18 тысяч мест, которые используются не по назначению.
Что до строительства детских садов, ход которого проверяла палата, то, согласно целевой городской программе «Столичное образование-5», за 2009—2011 годы в Москве должно было появиться 300 новых дошкольных учреждений на 50 тысяч мест. Фактически же было построено только 67 детских садов. Еще 56 зданий бывших детских садов были возвращены департаменту образования от посторонних пользователей, однако по прямому назначению на сегодняшний день используются лишь 13 из них.
Результаты проверок качества строительства и готовности новостроек к эксплуатации не улучшили общую плачевную картину.
Аудиторы КСП обнаружили в новых зданиях детсадов протечки на потолках, просадку грунта, отсутствие вентиляции в пищеблоках и неработающие системы видеонаблюдения. Три сада на момент проверки не были подключены по постоянной схеме к инженерным сетям и поэтому не работали. Еще три не функционировали по причине «незаселенности близлежащих домов».
При остром дефиците детсадов в городе эти новостройки оказались невостребованными из-за того, что схема развития дошкольных учреждений даже не содержит их поадресного распределения по округам и районам, пояснил Фабисович.
Прокомментировать выводы КСП в Мосгордуму пригласили представителей городских департаментов образования и строительства. Замруководителя департамента строительства Виктор Аистов привычно ругал недобросовестных подрядчиков строительства, а также связавший по рукам и ногам исполнительную власть 94-й федеральный закон с его требованиями проведения аукционов. «Такие подрядчики выигрывают госзаказ с большим снижением цены, а потом бросают развернутые работы, приходится переторговывать, перепланировывать», — жаловался чиновник, предупредив, что по результатам новых конкурсов департамент получил таких же подрядчиков и на 2012 год.
В департаменте образования, наоборот, ситуацию видят в радужном свете. По словам замначальника управления дошкольного и общего образования Марии Цапенко, в городе впервые удалось добиться исчезновения «текущей очередности». «В конце ноября такой очередности не стало, и сегодня мы реально можем предложить место в детском саду любому ребенку, — заявила Цапенко. — В результате комплексных мер дошкольным образованием охвачен 71% москвичей в возрасте до 7 лет. Потребность на следующий год просчитана, и там, где остается дефицит, сады строятся». По словам чиновницы, расхождения с данными КСП объясняются тем, что палата использовала данные на 1 сентября.
%Появление за три месяца 20 тысяч дополнительных мест в детсадах, притом что новых зданий построено не было, Цапенко объяснила эффективным использованием имеющихся.
«Речь идет об эффективном использовании помещений — спортзалов, классов для дополнительного образования, — пояснила чиновница. — Мы пошли по пути вариативных форм. Например, детям до трех лет детсад на 12 часов не нужен. Они приходят на занятия с родителями на несколько часов тогда, когда помещения свободны. За счет этого мы приросли фактически на 20 тысяч мест».
Подобный подход, кстати, хорошо вписывается в новый принцип финансирования детских образовательных учреждений — «деньги за ребенком». На посвященном этой теме «круглом столе» в Мосгордуме в декабре заведующие детских садов признавались, что в целях повышения зарплат воспитателям им пришлось открывать новые группы и увеличивать количество детей в них до 25—30 человек. А разместить возросшее число детей удалось путем «перепрофилирования» и «оптимального использования» части помещений.
По мнению председателя бюджетно-финансовой комиссии Игоря Антонова, вся «вариативность» и «оптимизация» работы детских садов сводится к более понятному термину «уплотнение».
«При мне в приемную премьер-министра пришла жалоба от 30 возмущенных родителей, дети которых спят в детском саду на трехэтажных кроватях», — рассказал он.
«Эти кровати-трансформеры разрешены санитарными нормами, — парировала Цапенко. — А нам из той же приемной приходят письма с просьбой устроить детей-инвалидов или из многодетных семей. И именно в тот детский сад, где есть, например, бассейн».
Что до пустующих и ветшающих без эксплуатации трех детских садов, то их наличие чиновница объяснила тем, что построены они на Люберецких полях аэрации, где пока еще нет жителей. Депутаты отреагировали на объяснение с сарказмом. «А давайте построим в ряд 50 детских садов на присоединяемых к Москве территориях, — предложил депутат Александр Крутов. — И программу выполним, и сэкономим». Еще одно предложение и вовсе касалось сворачивания программы: на сегодняшний день очереди нет, а впереди очередная демографическая яма, и новые детсады придется закрывать. «Сейчас много мест детсадовцы занимают в общеобразовательных школах, — успокоил депутатов представитель департамента экономической политики Роман Беззубин. — После 2016 года эти места будут освобождаться и заполняться подросшими школьниками».
Кроме того, не занятые москвичами места в детских садах будут востребованы родившимися в Москве детьми мигрантов, предположил депутат Анатолий Петров, безуспешно пытавшийся выяснить у представителей мэрии, сколько детей родилось в минувшем году в семьях приезжих. По словам Цапенко, в обязанности департамента образования не входит учет детей мигрантов, и имеющиеся цифры касаются только тех, кто обращается за местом в детском саду. Так, среди 119 тысяч семей, желающих определить ребенка в детский сад с 1 сентября 2012 года, москвичей только 96 тысяч, рассказала она. «У нас реестр разделен на жителей Москвы и пребывающих в городе», — объяснила чиновница.
«Тут надо не реестр вести, а вырабатывать механизм, каким образом отправлять их восвояси, — предложил депутат Михаил Антонцев. — Или принуждать работодателей нанимать нянек для многочисленных детей своих дворников. Почему мы вообще должны вести учет детей мигрантов».
Замечание аудитора КСП о том, что, согласно Женевской конвенции, ребенок должен быть обеспечен образованием независимо от того, как он попал в город, не нашло особой поддержки.
«Речь идет об общедоступности и бесплатности, но не об обязательности образования», — заявила Цапенко, добавив при этом, что никакой дискриминации в отношении детей приезжих в Москве нет.