Уже месяц как экс-сокамерник Михаила Ходорковского Александр Кучма находится в следственном изоляторе города Читы. Его обвиняют в нанесении тяжких телесных повреждений. Как рассказала «Газете.Ru» мать Кучмы Татьяна Лоскутова, после выхода из тюрьмы ее сын работал таксистом четыре месяца. В ночь на 14 декабря он получил заказ на доставку клиента в поселок Смоленка. В машину села подвыпившая пара — мужчина и женщина. В центре Читы пассажиры попросили остановить около магазина «Палермо» и вышли навстречу еще одной паре. «Второй мужчина был бурятом, — говорит Лоскутова. — Они обнялись, о чем-то поговорили, и бурят пошел к Саше в машину. Они громко разговаривали, мужчина был нетрезвый.
Саша отказался его везти: «Я везу по заявке, я с улицы пассажиров не беру».
Бурят, как рассказывает мать Кучмы, «взбесился, открыл дверь водителя и стал вытягивать его на улицу, чтобы избить, и тогда Саша выстрелил в него из травматического пистолета, попал ему в лоб». По словам Лоскутовой, оружие в машине Кучмы оставил один из его пассажиров.
После первого выстрела таксист «испугался и вышел посмотреть, какое самочувствие, какую травму он нанес ему». Однако как только Кучма вышел из машины, бурят снова накинулся на него. Тогда Кучма выстрелил еще раз, уже с небольшого расстояния.
«Пуля вошла между переносицей и глазом, где-то на полтора сантиметра, как мне говорили. Считается тяжелым ранением», — рассказала Лоскутова.
Даже с пулей у глаза бурят еще пытался продолжить драку, тогда Кучма запрыгнул в машину и уехал. По словам его матери, позже он созвонился с диспетчером, рассказав о произошедшем, а затем еще пытался дозвониться по номеру телефона, с которого было вызвано такси, но трубку никто не брал. Тогда Кучма поехал на место драки, там уже стояла полиция и допрашивала бурята. «Он позвонил мне, говорит: «Мама, да вроде все нормально, он стоит, с полицией разговаривает». Я говорю: «Все, езжай домой, больше не таксуй». Он приехал домой, мы еще поговорили, и он лег спать», — рассказала Лоскутова.
Полиции потребовались сутки, чтобы установить адрес таксиста. Кучму забрали в отделение, а вечером его увезли в изолятор временного содержания.
Причем, как отмечает Лоскутова, следователь сказал, что он хотел отпустить Кучму под подписку о невыезде, однако прокурор настоял на аресте.
Еще через двое суток судья решил удовлетворить ходатайство об аресте, и Кучму перевели в СИЗО.
Экс-сокамернику Ходорковского предъявили обвинение в умышленном нанесении тяжкого вреда здоровью. Кучма обвинение признал частично — он согласился, что стрелял, но настаивает, что умысла причинить вред, а тем более убить у него не было.
7 января его перевели в спецблок, а следователь из полиции, занимавшийся делом, сообщил матери, что материалы забрал к себе Следственный комитет по Центральному району Читы. «Также мне сказали, что обвинение сыну может быть переквалифицировано на более тяжкую статью — теперь его хотят обвинить в попытке убийства, это статьи 105 и 30 Уголовного кодекса», — пояснила Лоскутова.
В Следственном комитете Забайкальского края заявили, что они не занимаются Кучмой.
«Я уточнил у руководства, дела Кучмы у Следственного комитета нет», — сообщил «Газете.Ru» старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета по Забайкальскому краю Егор Марков. Он предположил, что материалы все-таки находятся в полиции. Получить комментарии в местной полиции и прокуратуре не удалось.
По данным главы Забайкальского правозащитного центра Виталия Черкасова, Кучме действительно пока предъявлено обвинение по статье 111 УК (умышленное причинения тяжкого вреда здоровью). «Дела по этой статье рассматривают следователи полиции, — пояснил «Газете.Ru» Черкасов. — Если бы обвинение было переквалифицировано на покушение на убийство, тогда бы материалы забрали следователи Следственного комитета. Поэтому, на мой взгляд, дело должно быть в полиции». Черкасов добавил, что не расценивает действия Кучмы как попытку убийства. «Насколько я знаю, до покушения на убийство его действия не дотягивают», — сообщил правозащитник.
Тем не менее мать Кучмы опасается, что ее сына специально будут стараться отправить в колонию на больший срок. «Адвокат говорит, что все плохо. Я считаю, что все это напрямую связано с его интервью журналистам», — поясняет Лоскутова. Она подозревает, что драка была подстроена,
потому что за четыре месяца работы таксистом Кучма «четыре или пять раз» становился жертвой нападений.
После одного из них мужчина бросил в адрес Кучмы фразу: «Ну ладно, знай, что начальство о тебе помнит». О каком начальстве тогда могла идти речь, Лоскутова затруднилась сказать.
В интервью, которое Кучма дал «Газете.Ru» год назад, он утверждал, что его заставили оклеветать и напасть на своего сокамерника, бывшего главу ЮКОСа Михаила Ходорковского. Ранее сообщалось, что Кучма напал на Ходорковского и порезал его. Затем государственные СМИ освещали иск, поданный от имени Кучмы к Ходорковскому: истец утверждал, что ответчик домогался его, что и стало мотивом нападения.