Через год при поступлении в вуз будет введен «коэффициент для профильного предмета по ЕГЭ», сообщила в среду на итоговом заседании общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки глава Рособрнадзора Любовь Глебова. «Это уже сформированная потребность, есть соответствующая позиция экспертов, и исследования подтверждают их правоту», — сказала она. Согласно исследованиям, которые проводятся уже не первый год, выпускницы традиционно показывают лучшие результаты по ЕГЭ по русскому языку, чем выпускники. А при приеме на инженерные и другие специальности, где профильным предметом являются математика или физика, учитывается общая сумма баллов (включая русский язык), то есть девушке поступить оказывается проще, чем юноше.
Чиновники же хотят изменить ситуацию — чтобы шанс поступить в высшее учебное заведение был выше у тех выпускников, которые показали лучшие результаты именно по профильным предметам.
Когда новые правила будут окончательно сформулированы — пока неясно. «Мы уже оформляем соответствующий документ, но его нужно будет со всех сторон рассмотреть и обсудить с экспертным сообществом», — пояснила Глебова. Ожидается, что новая система заработает к 2013 году.
Также на заседании совета были обнародованы результаты исследования, посвященного итогам выпускной кампании 2011 года, которое провел Институт открытого образования по заказу Рособрнадзора.
Согласно исследованию, в так называемой группе риска, которая «не преодолела аттестационный порог ЕГЭ», то есть провалила экзамены, в разных регионах оказались от 6% до 10% школьников.
«Это дети, которые бы не прошли порог ГИА (государственная итоговая аттестация, тестирование после 9-го класса. — «Газета.Ru»), если бы она проводилась в штатном режиме», — заявил автор исследования, директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.
По его данным, в целом к освоению программ 10—11-го класса были не готовы 15—20% российских выпускников. Но большинству из них все-таки удалось сдать ЕГЭ. «Учителя были вынуждены перестраивать поурочные планы, чтобы натаскать их к ЕГЭ, и это негативно сказывалось на результатах ребят посильнее», — констатировал Ященко.
Впрочем, другие специалисты считают, что многие школьники «не тянут» учебу в старших классах из-за ограниченного выбора профилей. «Сейчас ситуация такая, потому что школа предоставляет только два профиля — физико-математический и гуманитарный», — прокомментировал ситуацию глава московского департамента образования Исаак Калина и предложил ввести в школах профиль «Умные руки». «Тогда многие смогут успешно обучаться в десятом классе», — резюмировал он.
Согласно анализу работ ЕГЭ-2011, выпускники лучше выполняют задания на формальные манипуляции — когда нужно из нескольких ответов выбрать правильный, и гораздо хуже им даются «практикоориентированные» задачи, в которых представлены практические ситуации с покупкой билетов или продуктов в магазине. «Жизненные задачи не выполняют», — констатировал Ященко.
Несмотря на скандалы с мошенничеством во время сдачи единого госэкзамена, исследователи пришли к выводу, что списыванием с интернета воспользовалось не более 3% выпускников и не более 7% получили оценку некорректную (в данном случае речь идет как о «натягивании» результатов, так и о занижении баллов).
Также в среду стало известно, что в 2012 году серьезно изменятся контрольно-измерительные материалы (КИМы) сразу по нескольким предметам.
«КИМы ЕГЭ 2012 года усовершенствованы в сравнении с заданиями прошлого года по всем предметам, наиболее существенно — по информатике и ИКТ, истории и литературе», — сообщил директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Андрей Ершов, передает РИА «Новости».
Наиболее существенные изменения появятся в заданиях по истории. «Включены новые модели заданий — историческое сочинение, предполагающее анализ деятельности личности, задание альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать одного из трех деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале, скорректировано требование задания С5», — уточнил Ершов. По его словам, в КИМах по истории будет сокращено с 27 до 21 число заданий с выбором ответа, с 15 до 12 — с кратким ответом, с 7 до 6 — с развернутым ответом.
Число заданий с выбором ответа убавилось и в КИМах по обществознанию, химии и географии.
Задания с развернутым ответом тоже изменятся: для них переработали формулировки большей части критериев заданий С1—С5, изменили критерии проверки и оценивания выполнения заданий С2 и С4 (вместо трех введены четыре позиции, по которым преподаватели будут оценивать работу выпускника). А при оценивании заданий С1 и С3, согласно новым правилам, будет учитываться «речевое оформление».
Изменилось и количество заданий в КИМах по информатике и ИКТ: количество заданий в первой части сокращено с 18 до 13, во второй части — увеличено с 10 до 15. Также увеличилось количество заданий по разделам «Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и компьютерный эксперимент», зато уменьшено число заданий по разделам «Системы счисления» и «Основы логики», а вместо задания на обработку графической информации вошло задание на обработку звука.