Во вторник в городском суде Петербурга начались прения по делу об убийстве референта управления физической защиты Следственного комитета (СК) Дмитрия Марининова. На скамье подсудимых оказались несколько жителей расположенного недалеко от Санкт-Петербурга города Красное Село — Сергей Кирильчук, Сергей Стрельников, Сергей Иванов и Игорь Залевский. Помимо убийства Марининова им инкриминируется убийство жителя Красного Села Игоря Бурмехи, торговля наркотиками и незаконный оборот оружия.
Представитель обвинения Дмитрий Моисеев заявил, что считает вину четырех подсудимых доказанной в полном объеме. По его словам, в деле есть свидетельства, что Марининов негативно относился к распространению наркотиков и говорил, что будет бороться с наркоторговлей в Красном Селе.
«Прошу суд по совокупности наказаний назначить Кирильчуку пожизненное лишение свободы с отбыванием в колонии строгого режима», — сказал гособвинитель.
Для подсудимого Сергея Иванова прокурор попросил 25 лет колонии, для Игоря Залевского — 18 лет. Скидку прокуратура сделала только для Сергея Стрельникова — прокурор предложил отправить его за решетку на 14 лет. Обвинение считает, что именно Стрельников выстрелил в висок Марининову из пистолета, однако, как пояснил гособвинитель, «он раскаялся, дал показания в суде, а на иждивении у него находятся малолетние дети».
Жесткие требования прокуратуры стали неожиданностью для защиты и родственников обвиняемых. Жена одного из подсудимых заплакала. Сознавшийся в убийстве референта Сергей Стрельников стал расхаживать по клетке. Трое остальных подсудимых (они находились отдельно от сознавшегося подельника) начали нервно переговариваться.
После прокурора на заседании выступил адвокат потерпевших. Он заявил, что полностью согласен с решением обвинителя и поддерживает его. Мать убитого Надежда Марининова заявила, что также согласна с позицией прокуратуры. «То, что пережила моя семья… не пожелаю никому», — сказала она плача, а затем неожиданно обратилась к женам подсудимых: «И вам не желаю пережить своих детей…»
Супруга Марининова Елена, оставшаяся с двумя детьми без кормильца, попросила суд взыскать с подсудимых в качестве возмещения морального вреда 5 млн рублей. Еще одна потерпевшая, супруга Игоря Бурехи, также попросила компенсацию — 4 млн 900 тыс. рублей. «За причиненный моральные адские муки. Один мой ребенок потерял отца, второй родился уже после его убийства и никогда не узнает, что такое отец», — объяснила она.
После этого судья Игорь Маслобоев прервал заседание, дав возможность стороне защиты подготовиться к прениям. Следующее заседание состоится 24 ноября.
Адвокаты подсудимых заявляют, что уверены в невиновности своих подзащитных.
«Никаких доказательств вины я не вижу, наоборот, в этом деле много данных, доказывающих, что убийство совершили не они, — сказал «Газете.Ru» Алексей Супруненко, адвокат Сергея Иванова. — Марининов не был героем и не исполнял служебный долг. В материалах дела говорится, что он был внештатным сотрудником УСБ ГУВД и референтом СК. В задачи сотрудников этих ведомств не входит поиск лиц, распространяющих наркотики. Что касается показаний Стрельникова, я считаю, что он совершил самооговор».
«Я буду настаивать на полной невиновности Сергея Кирильчука, — заявил Дмитрий Динзе, адвокат Сергея Кирильчука. — Нам просто не дали состязаться в процессе. Многие материалы не приобщили к делу или отказались их пояснить. Например, в деле есть справка о том, что Марининов находился в разработке сотрудников Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Почему — осталось неизвестным. В деле есть материалы о том, что у Марининова изъяли поддельное удостоверение капитана милиции. Мы заявляли ходатайство с просьбой проверить, как Марининов вообще стал референтом СК, имея только среднее образование, ездил ли он в Москву, был ли оформлен как сотрудник в отделе кадров. Заявляли ходатайство о проверке всех подсудимых на полиграфе. Но нам во всех ходатайствах отказали». «За два убийства пожизненное не дают. Такого вы в судебной практике не найдете, — утверждает защитник. — Когда Стрельников во время процесса неожиданно признался в убийстве, я пытался задать ему вопросы. Но он на них отвечать отказался».
Референт управления физической защиты Главного управления собственной безопасности СК Дмитрий Марининов был убит 15 января 2009 года в городе Красное Село. Это убийство вызвало огромный резонанс. Глава СК прервал зарубежную поездку и прилетел в Петербург, где заявил, что Марининов стал жертвой тамбовской ОПГ, мстящей сотрудникам комитета за расследование громких преступлений. Однако затем выяснилось, что это не так. В феврале 2009 года представители СК заявили, что Марининов стал жертвой коррумпированных сотрудников местной милиции, крышевавших торговлю наркотиками. Одним из соучастников убийства назывался бывший оперуполномоченный УВД Петродворцового района Петербурга Максим Горюнов. Однако до суда эта версия не дошла. У правоохранительных органов также было предположение, что убийство Марининова произошло в результате передела сфер влияния наркоторговцев в Красном Селе.
По нынешней версии следствия, убийство Марининова «по мотиву мести» организовал Сергей Кирильчук, в криминальной среде именуемый как Хохол.
Как говорится в материалах уголовного дела, вместе с подельниками Стрельниковым и Ивановым он организовал ОПГ, занимавшуюся в Красном Селе распространением героина. Кирильчук передавал им наркотик, а подельники были дилерами. У кого главарь приобретал героин — следствие так и не выяснило, но установило, что канал поставок в Красное Село работал бесперебойно. Деятельность преступной группы была тщательно законспирирована. Например, в телефонных переговорах покупка наркотиков называлась «обменом долларов». В течение шести лет бригада действовала безнаказанно, пока в 2007 году Кирильчуку не сообщили, что некий Дмитрий Марининов собирает всю информацию на него и подельников. Кирильчук узнал, что Марининов — внештатный сотрудник Управления собственной безопасности ГУВД по Петербургу и Ленинградской области (референтом управления физической защиты главного управления собственной безопасности СК РФ Марининов стал в конце 2008 года), и приказал Иванову и Стрельникову убрать шпиона. За убийство Кирильчук пообещал наркозависимому Стрельникову 300 граммов героина.
В обвинительном заключении говорится, что 15 января 2009 года Стрельников и Иванов прокололи ножом покрышку припаркованного автомобиля Марининова. Когда тот вышел из дома и начал менять колесо, Стрельников, незаметно приблизившись, выстрелил Марининову в затылок. Тот скончался на месте происшествия, а Стрельников сел в машину, в которой его ждал Иванов, и оба скрылись с места преступления.
Другое убийство, которое вменяется подсудимым, произошло в январе 2003 года. Тогда на Кирильчука напали двое неизвестных. Они ограбили его и угнали автомобиль Mitsubishi Pajero. Кирильчук подал заявление в милицию, но искать обидчиков решил сам. Помог ему в этом другой фигурант дела Игорь Залевский. Они выяснили, что одним из нападавших был некий Игорь Бурмеха, занимавшийся продажей краденых машин. Заманив его для беседы в гараж Залевского, Бурмеху зверски избили и задушили.
Процесс по делу начался в августе этого года. На предыдущих заседаниях Сергей Иванов, давший во время предварительного следствия признательные показания, отказался от них, заявив, что дал их под давлением. Сергей Стрельников признал вину и раскаялся. Сергей Кирильчук и Игорь Залевский вину не признают.