Следственные органы предъявили обвинение врачу, лечившей президента компании «Китэлитнедвижимость» Веру Трифонову, которая скончалась, так же как и юрист Hermitage Capital Сергей Магнитский, в СИЗО (Трифонова умерла от сахарного диабета). Об этом «Газете.Ru» сообщил адвокат Владимир Жеребенков, представляющий интересы ее семьи.
По его словам, врачу отделения хирургической гемокоррекции и детоксикации Московского областного научно-исследовательского клинического института им. Владимирского (МОНИКИ) Александре Артамоновой предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).
Чуть позже официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин подтвердил эту информацию. Жеребенков отметил, что обвинение Артамоновой было предъявлено еще 31 октября, о чем случайно узнали родственники Трифоновой.
«Семья Трифоновой не согласна с этим обвинением, — заявил адвокат. — Мы считаем, что обвинения незаконны и надуманны и следствие хочет переложить всю вину на «стрелочника». Адвокат уже подготовил открытое заявление по этому поводу к президенту России.
По версии следствия, Артамонова забыла в теле Трифоновой катетер для проведения медпроцедур, что вызвало воспаление в стенке правой бедренной артерии с формированием тромба и повлекло смерть предпринимательницы 30 апреля 2010 года. В свою очередь, адвокат Жеребенков утверждает, что врач при поступлении Трифоновой в клинику правильно установила диагноз и назначила проведение гемодиализа. Именно для проведения процедур гемодиализа она оставила катетер. В справке, которую Артамонова выдала на руки врачам «скорой помощи» и родственникам предпринимательницы, она написала о наличии катетера и о необходимости проведения гемодиализа (справка имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
В деле Трифоновой, рассказывает Жеребенков, имеются заключения экспертов Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны России и Главного центра судебно-медицинских экспертиз Министерства здравоохранения.
Эксперты сделали вывод, что тромб в теле Трифоновой, который привел к ее смерти, образовался из-за ненадлежащего ухода за катетером. Уход за аппаратом осуществляли врачи СИЗО «Матросская Тишина».
При правильном уходе, отмечают эксперты, катетер мог находиться у пациентки в течение нескольких лет. В обращении к президенту сын Трифоновой Вячеслав Райков и адвокат Жеребенков требуют отвода следователя по особо важным делам ГСУ СКР по Москве Ажаева. По мнению адвоката, он не учел роль судьи Ольги Макаровой, врачей и сотрудников СИЗО «Матросская Тишина», а также следователя Пысина, который вел дело Трифоновой и, как утверждает Жеребенков, выбивал у нее признательные показания в обмен на свободу, где она могла бы получить надлежащий уход.
«Мы возмущены, — говорит адвокат. — Требуем остановить эту вакханалию и привлечь действительно виновных лиц».
Вера Трифонова была арестована в декабре 2009 года по обвинению в мошенничестве. По версии следствия, она вместе с депутатом магаданской областной думы Георгием Шамиряном пыталась продать председателю правления МФТ-банка Павлу Разумову место сенатора в Совете федерации за $1,5 млн. Шамиряна и Трифонову задержали при получении денег в подмосковной деревне Жуковка. Банкир заявил, что депутат Шамирян и приходившие вместе с ним на «переговоры» Трифонова и Юрий Шубин — мошенники.
Родственники и адвокат Трифоновой считают, что в основе обвинения лежат «провокационные действия сотрудников ДЭБ МВД России». «Переданные деньги принадлежат ДЭБ МВД, — рассказывает адвокат. — Их Шамиряну вручал сотрудник ДЭБ МВД, работавший под прикрытием. Мы до сих пор не знаем, кто он: нам не дают об этом данных. По закону об оперативно-разыскной деятельности оперативным сотрудникам запрещено инициировать такие действия, есть и соответствующее решение Европейского суда. Такие действия являются провокационными». По его словам, незадолго до своего ареста Трифонова и ее коммерческий партнер Игорь Ланцов выиграли тендер на покупку земли в Одинцовском районе. На покупку этой земли Трифонова одолжила Ланцову крупную сумму, а когда предпринимательница стала требовать возврат долга, ее привлекли к ответственности. По словам Жеребенкова, ее бывший коммерческий партнер сейчас проходит по делу как свидетель.
Трифонова еще до своего ареста страдала хроническим заболеванием: у нее давно диагностировали диабет, а в изоляторе к нему добавились осложнения. Когда Трифоновой продлевали срок ареста, она лежала в реанимационном отделении больницы. 6 апреля 2010 года адвокат принес справку из ГКБ № 20, в которой говорилось, что Трифонову нельзя держать в изоляторе, но судья оставила ее за решеткой. 17 апреля защита попросила отпустить обвиняемую под залог 520 тысяч рублей и опять получила отказ. 30 апреля Вера Трифонова умерла. Решение судьи Ольги Макаровой о ее аресте в середине мая было признано незаконным, сама судья покинула свой пост. В данное время дело предполагаемых подельников Трифоновой — Шамиряна и Шубина — передано в прокуратуру, недавно адвокатам удалось освободить их из-под стражи.