В среду суд таджикского города Курган-Тюбе передал материалы дела летчиков — россиянина Владимира Садовничего и гражданина Эстонии Алексея Руденко — для пересмотра приговора в Хатлонский областной суд. Накануне об этом ходатайствовала прокуратура Хатлонской области, заявив, что решение городского суда слишком сурово. Ранее кассационную жалобу на решение суда направил в областной суд адвокат осужденных. «Дата нового рассмотрения пока еще не назначена, но о ней будет известно в ближайшие дни», — сообщил «Газете.Ru» адвокат пилотов Гулом Бобоев.
Защита надеется, что вышестоящая инстанция изменит приговор. «Мы будем настаивать на признании летчиков невиновными», — говорит Бобоев.
Прокуратура мотивировала просьбу о пересмотре приговора политической составляющей дела, указав в своем заявлении, что летчики — «граждане стран — стратегических партнеров Таджикистана».
До сих пор неизвестно, о чем идет речь в приговоре. Сторона защиты уже получила его копию, однако этот документ выполнен на таджикском языке. С переводом на русский суд медлит, заявил адвокат.
Между тем некоторые тезисы, на которые опирался судья, вынося приговор, можно найти в обвинительном заключении, которое еще в августе 2011 года направил в городской суд старший следователь управления Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана господин Шоев. Документ показало телевидение Эстонии .
Как ясно из бумаг, в Таджикистане как минимум за сутки знали о прибытии двух Ан-72.
Диспетчер аэропорта Кабур-Тюбе Абдумуктор Махмудов, разговаривавший с летчиками, рассказал следствию, что еще накануне событий, 11 марта, с ним связывались гендиректор аэропорта Михаил Леонов, а также директор филиала «Таджикаэронавигация» Агузаров. Оба сообщили диспетчеру о двух самолетах из Кабула и активно интересовались, поступило ли разрешение на посадку для них. Однако, по словам диспетчера, даже 12 марта в 6.00 утра разрешительных бумаг не было. Через полчаса он позвонил в «центр», но там ему подтвердили, что разрешение еще не приходило к ним. А в 7.30 на связь с диспетчерской вышел Садовничий. Перед тем как самолеты, запросив вынужденную посадку, сели, диспетчер еще раз проинформировал о ситуации гендиректора аэропорта и главу филиала «Таджикаэронавигация».
Летчики, сославшись на нехватку топлива на обратную дорогу в Кабул, могли сесть на другом аэропорту — в Афганистане, утверждают следователи.
В частности, они называют аэропорт Мазари Шариф. От той точки, где находился первый самолет, до него было 190 километров, а до Кабул-Тюбе 142 километра. 48 километров — это немного, считают следователи. Однако представитель компании-владельца Ан-72 Rolkan Investmens Ltd Валерий Пфефер заявил, что для летчиков приземление в аэропорту Мазари Шириф было не лучшим вариантом, и сослался на опасности, которые несет военный режим в Афганистане. «Да и зачем нам было возвращаться, если в Таджикистан нас приглашали, буквально зазывали? — удивляется Пфефер. — Лучше уж тогда было долететь до аэропорта в Туркмении».
Тем временем в среду стало известно, что в Афганистане был арестован третий самолет компании Rolkan.
Первоначально Пфефер отрицал, что речь идет об их машине. «У нас там не Ан-72, а Ан-74, он также находится в аренде у компании из Арабских Эмиратов Aerospace Consortium и работает по контракту на Supreme Food», — сообщил Пфефер. Однако затем в Rolkan все-таки выяснили, что речь идет об их самолете. «Aerospace Consortium задолжало аэропорту за аренду и обслуживание самолетов.
Мы уже внесли $40 тысяч за этот самолет. Надеюсь, что в ближайшие дни мы сможем его забрать», — добавил Пфефер.
По его словам, задержанный самолет зарегистрирован в Киргизии.
Неназванный источник агентства ПРАЙМ, близкий к министерству транспорта и авиации Афганистана, сообщил, что «самолет стоит в кабульском аэропорту еще с июня месяца» и находится он «в правой части аэропорта, на бывшем военном терминале ВВС международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF), в связи с выяснением его регистрационной принадлежности».
Что касается задержанных в Таджикистане самолетов, то в обвинительном заключении указано, что они были зарегистрированы в Грузии на авиакомпанию TRANSAVIASERVICE. Следователи ссылаются на письма из администрации Единого транспорта Грузии и из агентства гражданской авиации Грузии, в которых сказано, что в июне 2008 года указанные суда были сняты с учета (из Воздушного реестра), а в августе 2010 года действие сертификата эксплуатанта данной авиакомпании было приостановлено.
Представитель Rolkan не смог уточнить, где именно сейчас зарегистрированы два Ан-72, но добавил, что с Грузией они больше не будут иметь дела. Власти двух стран в среду не делали громких заявлений.
Зато депутаты нижней палаты парламента Таджикистана единогласно приняли предложенные правительством поправки к Воздушному кодексу республики, принятому еще в 1998 году.
Поправки были предложены еще в начале лета этого года, сообщает информационное агентство «Азия-плюс». Они, в частности, ужесточают наказание за любое правонарушение, связанное с незаконным пересечением воздушного пространства страны. Вводится уголовное наказание за все без исключения нарушения. Поправки также предусматривают создание на территории республики частных аэродромов и разрешение на приобретение гражданами страны в частную собственность воздушных судов.