Набор в российский отряд космонавтов будет открытым. Об этом сообщил в понедельник на Байконуре глава Роскосмоса Владимир Поповкин. Конкурс будет проведен в первой половине 2012 года.
До сих пор попасть в отряд космонавтов можно было только по рекомендации предприятий ракетно-космической отрасли, институтов, занимающихся космической темой, и Военно-воздушных сил. Однако теперь попробовать стать космонавтом сможет любой человек, отвечающий определенным требованиям Роскосмоса.
Кроме того, как сообщил Поповкин, агентство планирует изменить «вообще принцип набора космонавтов». «У нас, если ты попал в отряд, то становишься космонавтом, — пояснил он. – Мы же отберем кандидатов на те пять-семь мест, которые у нас будут, и по результатам общекосмической подготовки отберем именно тех, кто начнет подготовку в составе экипажа. Остальные 10–12 человек составят резерв».
Сейчас в отряде космонавтов 33 человека (и 7 кандидатов в космонавты). Из них 12 еще ни разу не летали на орбиту, и только шестеро из этих 12 назначены в экипажи МКС до 2014 года.
Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин, которые в понедельник стартовали на корабле «Союз ТАМ-22», своего первого полета ждали более семи лет: оба были отобраны в отряд космонавтов в мае 2003 года. Единственная на данный момент женщина среди кандидатов в космонавты — Елена Серова — попала в отряд в 2006 году и пока не назначена ни на один из будущих полетов на МКС.
«Что касается Серовой, то мной поставлена задача, чтобы женщина была на орбите, — заявил в понедельник Владимир Поповкин. – У нас женщин в России больше, чем мужчин. И они должны быть представлены в российской космонавтике, и это будет».
Впрочем россиянок, желающих полететь в космос, пока немного. В октябре замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов пояснял, что на конкурс по приему в отряд «не поступило достаточного количества заявок от женщин». «Откуда же возьмутся женщины, желающие полететь в космос? Они ведь видят, что русских женщин сейчас нет в космосе, мало достойных примеров», — сказала в интервью агентству «Интерфакс» сама Серова. До нее, например, в отряде космонавтов РКК «Энергия» 10 лет находилась Надежда Кужельная, которая ушла из отряда, так и не поработав на орбите.
Зато в отряде астронавтов NASA сразу 14 женщин (две приняты как раз этой осенью), и во время программы Space Shuttle они исправно летали в космос.
Правда возможно, что российским женщинам будущего набора уже не доведется побывать на МКС. «Станция уже приличный срок летает (с 1998 года. – «Газета.Ru»), — пояснил Владимир Поповкин, отвечая на вопрос журналистов о возможном продлении ресурса МКС. – Надо посмотреть, в каком она состоянии». По словам главы Роскосмоса, на совещании глав агентств — участников программы МКС в Кейптауне был создан ряд комиссий, которые должны продумать судьбу станции.
Неудача с запуском грузовика «Прогресс» в августе этого года заставила агентства рассмотреть экстренные варианты – «если со станцией что-то случится», пояснил Поповкин. Вторая группа работает по уточнению пределов работы МКС (эта группа, в частности, поручила космонавтам взять образцы с наружных обшивок станции, чтобы посмотреть их реальное состояние). Еще одна группа изучает отдаленную перспективу. «Нужна ли эта станция будет в том виде (в котором она будет к 2020 году. – «Газета.Ru»), и нужна ли она вообще будет, — уточнил глава Роскосмоса. – Как будет развиваться пилотируемая тематика, какие планы у NASA, у Европы, у нас. Для того чтобы мы могли скоординировать и принять уже окончательное решение, стоит ли овчинка выделки и надо ли ее поддерживать дальше».
Наконец, четвертая группа специалистов уже продумывает варианты затопления станции. «Мы не должны забывать, это более 400 тонн. Это огромная конструкция, и должны быть понятны шаги по прекращению ее функционирования. Когда бы это ни было, все равно этот этап наступит».
Зато космонавтам из будущих наборов, вероятно, доведется опробовать новые космические корабли. Владимир Поповкин рассчитывает, что перспективная пилотируемая транспортная система, которая сейчас разрабатывается в РКК «Энергия», появится как раз к концу десятилетия. Причем, как сообщил журналистам президент корпорации Виталий Лопота накануне старта «Союза ТМА-22», в новом российском корабле космонавтам будет комфортнее, чем пассажирам Boeing. «В самолетах компании Boeing на человека приходится около 0,83 кубических метра. В нашем космическом корабле на одного человека приходится около двух кубических метров пространства», — сказал он.
Но преимущество нового корабля, как заверяют представители космической отрасли, будет не только в комфорте. «Мы хотим создать систему, которая может лечь в основу решения задач не только близкого космоса, но и межпланетных экспедиций. Спускаемый аппарат будет один, а вот бытовые отсеки — они будут просто пристыковываться, в зависимости от той миссии, которая будет перед ним стоять», — пояснил глава Роскосмоса.
Сейчас идет системное проектирование транспортной системы. «Думаю, через год мы будем говорить о конкретных вещах», — добавил Поповкин. Когда появится конкретика по ракете-носителю для нового корабля, глава агентства не уточнил. «Программа «Русь-М» закрыта. Есть носитель «Союз-2», но не на «Союзе-2», это точно. Потому что масса корабля за 14 тонн, — пояснил глава Роскосмоса. – Есть украинско-российский носитель «Зенит», и завершается подготовка к летным испытаниям целого ряда семейства «Ангара». На одном из этих носителей и полетит».